Официально и инкогнито. Автомобили королевской четы

Королева Елизавета II в Bentley. © / Madeleine Lenz / www.globallookpress.com

Автомобили, как и иные предметы роскоши, окружали королевскую семью с самого рождения. Эти транспортные средства были частью протокола и помогали поддерживать образ монархии. Однако были у монаршей четы и свои любимые машины, которые доставляли им удовольствие, помогали уединиться и побыть наедине со своими эмоциями и переживаниями. Что же это были за автомобили?

   
   

Austin K2/Y

Первое личное знакомство с автомобилем у Елизаветы произошло в годы войны. Принцессу Йоркскую по достижении 18-летнего возраста зачислили во вспомогательные территориальные войска, а именно — в санитарную службу армии Великобритании. Ее подготовили для должности механика-водителя и штатно прикрепили к грузовику Austin K2/Y, который использовался для медицинских нужд. После окончания курсов принцесса получила водительские права и звание лейтенанта. Причем это была реальная служба, при которой будущей королеве приходилось не только управлять грузовиком, но и обслуживать его, в том числе и в полевых условиях. И этот опыт оказал большое влияние на ее дальнейшие предпочтения. Королева любила большие и мощные внедорожники.

Принцесса Елизавета у автомобиля Austin K2/Y. Фото: Commons.wikimedia.org

MG TC 1946 года

Свое отношение к будущему супругу и герцогу Эдинбургскому — принцу Филиппу — принцесса Елизавета описывала через призму его увлечения спортивными автомобилями. Опубликовано письмо 21-летней Елизаветы, которое она написала в 1947 году писательнице Бетти Шью за несколько месяцев до свадьбы. «Филипп наслаждается вождением и ездит быстро. У него крохотный MG, которым он очень горд — он катал меня, и как-то раз мы отправились в Лондон, что было очень весело. Только сидишь в машине, словно прямо на дороге, а колеса находятся почти на уровне головы», — пишет будущая королева.

Автомобиль MG TC — это небольшой английский спорткар черного цвета с номерным знаком HXD 99. Под его капотом стоял 4-цилиндровый мотор объемом 1,25 л и мощностью 55 лошадиных сил.

MG T-type. Фото: Flickr.com/ SG2012

Land Rover с алюминиевым кузовом

Уже через четыре года после окончания войны в королевском гараже появился первый Land Rover, изготовленный из авиационного алюминия. В 1948 году компания Land Rover подарила юбилейный, 100-й экземпляр внедорожника королю Георгу VI. Принцесса не раз использовала машину для своих нужд. С тех пор марка Land Rover осталась самой любимой для Елизаветы, причем даже в пожилом возрасте в поместьях Балморале и Сандрингеме ее можно было видеть за рулем аутентичного внедорожника Land Rover Defender 110 с дизельным двигателем. Возможно, этот большой внедорожник напоминал ей о молодых годах.

Для повседневного использования чаще использовались Land Rover Range Rover. Детям королевской четы полагалось ездить на Discovery. А муж королевы — принц Филипп — до глубокой старости управлял внедорожником Freelander, на котором даже попал в аварию в январе 2019 года в возрасте 97 лет.

Королева Елизавета II за рулем Range Rover. Фото: www.globallookpress.com/ IMAGO/Paul Marriott

Lagonda 3-Litre Drophead Coupe 1954 года

После рождения детей (принца Чарльза и принцессы Анны) принц Филипп купил спортивную Lagonda, которая в то время производилась в кооперации с маркой Aston Martin. Автомобиль по существовавшей тогда традиции был доработан в кузовом ателье Tickford. Под капотом модели был установлен 140-сильный рядный 6-цилиндровый мотор объемом 2,9 л Aston Martin с двумя распредвалами.

   
   
Lagonda 3-Litre Drophead Coupe. Фото: Commons.wikimedia.org/ Redsimon

Alvis TD21 1961 года

В 1961 году в королевской семье появился еще один спортивный автомобиль. Это был кабриолет Alvis TD21 с номером OXR 1. Специально для высокого принца, рост которого приближался к 183 см, ателье Park Ward доработало кузов и поставило увеличенное лобовое стекло. Через несколько лет автомобиль вновь подвергся тюнингу. На него установили передовую для того времени 5-ступенчатую коробку ZF.

Кабриолет был оснащен 3-литровой «шестеркой» Alvis мощностью 115 лошадиных сил. Причем управлял машиной герцог своеобразно. Королевская няня Мэрион Кроуфорд в своих мемуарах вспоминала, что машина часто возвращалась из поездок с небольшими вмятинами или с «пристегнутыми» крыльями.

Alvis TD21 нравился не только Филиппу, но и Елизавете. Машина до сих пор остается в собственности королевской семьи.

Alvis TD21. Фото: Flickr.com/ Brian Snelson

Поездки инкогнито

Для поездок инкогнито Елизавета любила выезжать на Vauxhall Cresta Friary Estate 1961 года с 6-цилиндровым мотором мощностью 90 л. с. Этот универсал выпускался дочерней компанией General Motors.

Еще одной машиной для поездок инкогнито был Rover P5B 1971 года выпуска. Эта машина была оснащена 3,5-литровым мотором мощностью 160 л. с. Затем автомобиль продали, он попал к коллекционерам и сегодня выставлен в Британском автомобильном музее в Арден-Грин.

Vauxhall PA Cresta Friary Estate 1966 г. Фото: Commons.wikimedia.org/ Mick

Спрятаться в такси

С 1999 года у супругов был секретный автомобиль, который использовался, чтобы скрыться от назойливых взглядов. Это непримечательное такси Metrocab, на котором осуществлялись частные визиты в Лондон. Автомобиль был оснащен двигателем, который работал на природном газе. Причем нередко герцог Эдинбургский сам садился за руль и отвозил королеву по важным делам. Вскоре эта хитрость вскрылась, породив массу шуток. Лондонцы несколько раз пытались снять увиденное пустое такси, но за рулем встречали невозмутимого принца Филиппа, который отказывался брать заказ. Машина служила в гараже более 18 лет и была передана в музей Сандрингема.

2002 Metrocab TTT. Фото: Flickr.com/ Chris Sampson

Bentley

Официальные визиты королева совершала на Bentley. Эти автомобили считаются основным транспортом ее величества. Во время торжественных выездов используется Bentley State Limousine с 6,75-литровым мотором V8. Королева обычно ездила на нем вместе с водителем и с сопровождающими лицами.

Bentley королевы. Фото: www.globallookpress.com/ Ray Tang