На вторичном рынке много автомобилей, у которых прежние владельцы установили кустарную защиту нижней части моторного отсека. Эти приспособления часто не предусмотрены изготовителем и крепятся на болты к несущим элементам кузова. Неудивительно, что такое навесное оборудование вызывает вопросы у сотрудников ГИБДД, которые не могут зарегистрировать автомобиль без сопроводительных сертификатов. А зачем тогда нужна эта броня под мотором и, может, ее демонтировать? Что тогда изменится в автомобиле?
Защита полезна не для всех
Существуют модели автомобилей, у которых защита нижней части моторного отсека предусмотрена конструкцией. Пластиковые листы устанавливаются на заводском конвейере и помогают перераспределять воздушные потоки под днищем. Для других машин подобные детали допускается устанавливать самостоятельно. К примеру, это внедорожники, где велик риск ударов о камни элементами силового агрегата или трансмиссии. На третьих моделях установка защиты картера вовсе не предусмотрена, и мастерам приходится самостоятельно изготавливать металлические щиты, которые прикручиваются болтами к несущим элементам, подрамнику и даже к передней части сминаемого бампера. Именно такие нештатные детали вызывают больше всего вопросов у сотрудников ГИБДД.
Чтобы подтвердить, что переделки моторного отсека обоснованы, необходимо посетить аккредитованную лабораторию и предоставить автомобиль экспертам для оценки безопасности элементов тюнинга. Если защита не затрагивает серьезных элементов конструкции и не влияет на безопасность, то будет выписано положительное заключение. Результаты проверок заносятся в свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
Однако если производитель изначально не предусматривал дополнительных защит моторного отсека, то утверждение получить не получится. В лабораториях есть сертификаты производителей, где для каждой продающейся в России модели имеется подробная техническая информация. Там могут содержаться прямые запреты на такого рода детали, потому как они несут вред некоторым автомобилям.
Нарушение потоков
К примеру, из-за установки нештатного листа металла на днище может нарушаться циркуляция воздуха в моторном отсеке. Радиаторы мощных машин рассчитываются под строго определенный теплообмен. Причем нередко воздух засасывается снизу. На некоторых машинах с мощными V-образными моторами на крыльях или на капоте можно увидеть дополнительные жабры с встроенными воздуховодами. Они не забирают воздух извне, а, наоборот, помогают ему выйти наружу из моторного отсека.
Их радиаторы расположены таким образом, чтобы максимально ловить потоки воздуха. Причем не все радиаторы размещены спереди. Охладители ставятся в задней части отсека и по краям. Воздух к ним поступает именно через воздуховоды снизу. Однако если владелец машины решит перекрыть эти пути металлической защитой, то радиаторы могут испытывать дефицит обдува. Масло в коробке передач или ГУР будет охлаждаться недостаточно, что часто приводит к их преждевременному выходу из строя.
Проблемы с турбиной
Особенно опасен перегрев для систем турбонаддува в современных малолитражных моторах с двумя и даже тремя компрессорами. Без правильного обдува интеркулер часто не справляется с отводом тепла, и турбина может получить повреждения. Возникают нарушения геометрии детали, что оборачивается потерей герметичности, высоким потреблением масла и, как результат, закисанием крыльчатки.
При этом расчет давления воздуха в моторном отсеке настолько сложен, что нарушить циркуляцию потоков могут даже незначительные изменения. Обдув порой работает не из-за прямого доступа набегающих потоков, а из-за возникающей разницы давлений в передней и задней частях отсека. Поэтому посторонние детали внизу двигателя недопустимы.
Если такой «усовершенствованный» автомобиль попался на рынке, то перед его регистрацией нештатную защиту потребуется демонтировать. Лучше всего провести комплексную диагностику автомобиля, потому как его длительная эксплуатация в условиях недостаточной работы систем охлаждения могли привести к снижению ресурса силового агрегата или автоматической коробки.