Новая «электричка». Конкурент Tesla из России получил 100 тысяч предзаказов

Проект российского электромобиля АТОМ. © / Commons.wikimedia.org

Появление отечественного электромобиля Atom изменит этот сегмент авторынка в России. Эксперты aif.ru объяснили, в чем российский Atom может утереть нос Tesla и китайским «электричкам».

   
   

Главные заказчики — таксопарки и каршеринг

Ожидается, что выпуск электрокаров Atom в рамках проекта с участием компаний КАМАЗ и концерна «Росатом» будет налажен на столичном автозаводе «Москвич», технологическим партнером которого является КАМАЗ. Электромобиль Atom собрал 106 тысяч предварительных заказов. Об этом заявил директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «Кама» Анатолий Кияшко. В свое время руководство компании-производителя заявляло о планах выпуска 25-30 тысяч автомобилей ежегодно. Для реализации этого проекта привлечено 24 миллиарда рублей, из которых 14 млрд руб. пришлось на средства частных инвесторов, а остальные 10 миллиардов выделил Фонд развития промышленности (ФРП) в виде займа.

Главные заказчики этой отечественной «электрички» — таксопарки крупных российских промышленных центров — городов-миллионников, а также каршеринговые компании. Впервые Atom впервые был представлен в мае 2023 года.

Батарейка под капотом

Как было заявлено, автомобиль будет оснащаться синхронным электродвигателем на постоянных магнитах, созданным совместно с корпорацией «Росатом» и мощностью в 150 кВт (204 лошадиных силы). С места до 100 км/ч электрокар будет разгоняться менее чем за 8 секунд, а емкости его батареи хватит на 500 км. Производство литий-ионного аккумулятора будет налажено в Калининграде, где уже есть необходимая инфраструктура. Заявляется, что батарея выдержит 1000 циклов зарядки, а зимой будет защищена от переохлаждения встроенным нагревателем. Быстрая зарядка постоянным током позволит пополнить энергию для 100 км пути за 8 минут, а с 0 до 80% его можно будет подзарядить за полчаса.

Ответ «китайцам»

«Если говорить об электрических представителях китайского автопрома, успешно обосновавшимся на отечественном рынке, то наша новинка вполне сможет с ними конкурировать, — считает промышленный эксперт Леонид Хазанов. — Самое главное — у него будет аккумулятор из России. Что скажется в итоге на цене в сторону понижения. Все-таки везти готовый аккумулятор из КНР скорее всего будет дороже, чем из той же Калининградской области. А ведь именно аккумулятор — одна из основных и самых дорогих составляющих электромобиля».    
   

Пока цена Atom не озвучивалась, но аналогичные бюджетные китайские электромобили сейчас продаются в России в диапазоне от 2,5 млн до 3,5 млн рублей.

Впрочем, эксперт предупреждает, что китайские игроки могут в каком-то периоде начать демпинговать для того, чтобы отстоять имеющуюся долю на нашем рынке электромобилей и расширить ее в будущем. Так что борьба может оказаться тяжелой.

«Нашим производителям необходимо привлечь покупателя собственными разработками и преимуществами, — продолжает Леонид Хазанов. — Одна из которых — снижение проблем при эксплуатации е-мобиля в зимний период. Я, например, не слышал, чтобы аккумуляторы на китайских моделях сегодня оснащались встроенными нагревателями, которые заявлены как опция на „Атоме“. Подобные решения могут оказаться залогом к его успеху на отечественном рынке».

За рулем «электрички»

«Полностью электрический автомобиль, если говорить о России, лучше всего на данный момент иметь в южных регионах страны, — полагает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. — Потом что зимой, как ни крути, батарея у „электричек“ имеет свойство быстро разряжаться. Этой зимой, когда были довольно крепкие морозы, многие автолюбители столкнулись с тем, что батареи их электроавтомобилей теряли до 2/3 зарядки за ночь, проведенную на автостоянке. Хотя, если идея с подогревателем будет реализована, было бы здорово».

Тем не менее, по его словам, в ближайшие 5-10 лет лучшим выбором для большей части России был бы не чисто электрический автомобиль, а «золотая середина» — гибрид. В котором объединены преимущества традиционного двигателя внутреннего сгорания с электроприводом. Не говоря о том, что такие машины более выгодны, если говорить о цене на топливо.

«Например, обычная „Тойота Камри“ расходует по городу около 14 литров бензина на 100 км, тогда как авто той же марки, но с гибридным двигателем — не более 8 литров, — отмечает Сергей Канаев. — И это не голословное утверждение, потому что я сам являюсь владельцем такого авто.

Если электроавто разрядится на трассе — не беда. У каждого из них в комплекте есть переходник к обычной электросети, так что при наличии поблизости населенного пункта проблема будет решена. Если же требуется более серьезная помощь и без транспортировки не обойтись, тоже ничего страшного. Все разговоры о том, что такие машины тяжелее традиционных несерьезны, так что эвакуаторы с ними справляются без лишних вопросов».

Что касается зарядки — если говорить о стране в целом, то города-миллионники вполне электрозаправками обеспечены. Если говорить о цене, то 10 рублей за киловатт вряд ли будет обременительно. Можно прикинуть, если учесть, что в среднем «расход» электрокара составляет 25-30 киловатт на 100 километров. Так что инфраструктура есть, и она активно развивается.

Напомним, что ранее аналитическое агентство «Автостат» сообщило о том, что по итогам 2023 года в нашей России было реализовано 14 089 новых электромобилей. Это в 4,7 раза больше, чем годом ранее, и является рекордным показателем.