После пяти лет эксплуатации цены на хорошие модели «большой немецкой тройки» падают в 2 раза, благодаря чему эти автомобили начинают активно реализовываться на вторичном рынке. Высокий комфорт и отличное оснащение делают их сильными конкурентами для новых корейских и французских массовых машин. Аналогичная история происходит и с японскими представителями премиального сегмента. Однако есть у таких машин и свой недостаток, а именно небольшой клиренс, который при длинной базе создает трудности для передвижения по заснеженным и обледенелым дорогам. Можно ли самостоятельно увеличить дорожный просвет и сделать седаны Lexus, Toyota, Audi, BMW, Mercedes еще лучше?
Зачем им небольшой дорожный просвет?
Автопроизводили проводят четкое сегментирование выпускаемых моделей. Кроссоверы предназначены для городской жизни и для редких вылазок на природу, благодаря чему их клиренс и база рассчитываются для повышения их геометрической проходимости. Считается, что для хорошего проезда по кочкам требуется 180 мм под днищем. Некоторые внедорожники имеют клиренс в диапазоне 180-250 мм.
Седаны классов D и E предназначены в основном для скоростного передвижения по немецким безлимитным автострадам, из-за чего инженеры снижают их клиренс, чтобы обеспечить лучшую аэродинамику на скоростях свыше 200 км/ч. К примеру, Audi A6 или Mercedes E-класса, выпущенные в 2015 году, могут часами нестись со скоростями 150-200 км/ч, проявляя великолепную управляемость и стабильность. Причем эти скорости в авиации считаются взлетными, то есть именно при них воздух оказывает сильное воздействие на движущиеся объекты. Каждая мелочь в облике такого автомобиля работает на увеличение прижимной силы и на обтекаемость. Чем ниже кузов стоит над дорогой, тем лучше его аэродинамика.
Неудивительно, что у подавляющего большинства европейских легковых автомобилей клиренс составляет 130-150 мм. Он измеряется от поверхности асфальта до выступающих деталей под днищем. Обычно производители в паспортных данных указывают значение клиренса без полной нагрузки на выпрямленных пружинах и амортизаторах, а это значит, что при максимально допустимой массе машины дорожный просвет опустится еще на пару сантиметров и составит 110-130 мм. Такая величина уже критична для легкового транспорта, если он выезжает с ровных дорог на офф-роуд.
Проставки и пружины
Чаще всего дорожный просвет увеличивают с помощью пакета проставок или за счет пружин и амортизаторов большей длины.
Резинометаллические проставки изготавливаются сторонними производителями специально для различных моделей автомобилей и подходят к деталям подвески. Их ставят между стойкой и кузовом. Таким образом машину приподнимают на 2-3 см, и она перестает царапать днище и пороги о выступающие кочки.
Установка жестких пружин с большим количеством витков тоже помогает немного приподнять кузов. Однако у этого способа есть существенный недостаток. Пружины плохо удерживают автомобиль. Изменяется амплитуда колебаний на высоких скоростях, машина становится валкой и плохо держит траекторию движения. Но, главное, нарушаются расчетная аэродинамика и поведение воздушных потоков. Появляются дополнительные кивки и приседания кузова, из-за чего нарушается курсовая устойчивость машины. Фактически быстрее 90 км/ч ездить становится неприятно. Машину приходится ежесекундно корректировать рулем, а подпрыгивания на кочках оборачиваются заметными изменениями траектории.
В целом из-за увеличения клиренса растут нагрузки в подвеске, ресурс деталей сокращается. Даже смещение центра масс на 15-20 мм вверх опасно с точки зрения сокращения ресурса шарнира равных угловых скоростей (ШРУС). Его вал поднимается и заставляет работать технический узел в натяг.
Регистрация и штраф
Неудивительно, что ГИБДД сейчас настороженно относится к любым переделкам автомобилей. Усовершенствования не запрещены, но они должны быть официально зарегистрированы.
В ведомстве отмечают, что, если оборудование не значится в Одобрении типа транспортного средства, его установку надо обязательно регистрировать в ГИБДД. Одобрение типа транспортного средства выдается на основе лабораторных экспертиз.
Проставки для увеличения дорожного просвета могут устанавливаться при условии, что безопасность транспортного средства будет соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза. Безопасность деталей оценивается в аттестованной лаборатории.
Как рассказали в ГИБДД, за эксплуатацию тюнингованного транспорта без разрешения нарушителям грозит наказание по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, которая предусматривает штраф 500 рублей или предупреждение. При составлении протокола инспекторы вправе вручить владельцу машины требование о недопущении административного правонарушения. Этот документ предусматривает запрет на эксплуатацию автомобиля до устранения нарушений. Водитель должен за 10 дней устранить нарушение и предоставить автомобиль для осмотра в ГИБДД, иначе регистрация будет аннулирована. В соответствии со ст. 12.1. КоАП РФ, за управление незарегистрированной машиной положен штраф от 500 до 800 рублей. Если автомобилист не устранил незаконный тюнинг и повторно пойман во время езды на машине, снятой с регистрации, то это влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев.