Рост стоимости автомобилей начался в марте 2022 года после введения заградительных санкций. Многие автоконцерны перестали ввозить транспортные средства из-за рубежа, и в России возник дефицит новых автомобилей. Стоимость машин тут же пошла вверх, и за некоторые модели дилеры стали просить в три раза больше денег, чем годом ранее. Между тем, экономика перенастраивается и не за горами понижение цен. Именно об этом заявили министр промышленности и торговли, а также ряд независимых экспертов. Когда же автомобили вновь подешевеют и их можно будет купить без чудовищных дилерских накруток?
Цены до небес
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых машин на российском рынке уже несколько месяцев снижаются. Например, в мае нынешнего года в России было продано 24 268 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 83,5% меньше показателей за аналогичный период прошлого года. По информации «Автостата», в июне продажи упали на 74%. А всего за первые пять месяцев 2022 года продажи снизились на 52% и составили 318 114 автомобилей. На фоне всего этого резко снижается спрос из-за роста цен.
Самый популярный на рынке автомобиль — отечественная Lada Vesta — с начала года подорожала на 30%. Причем это только официальные данные. В дилерских центрах из-за накруток и обязательных дополнительных опций цена может вырасти на 100% и достигает уже 2 млн рублей.
Hyundai Solaris официально стоит в среднем 1,3-1,5 млн, однако товарные машины можно найти только по цене около двух миллионов. То же самое касается и отечественного универсала Lada Largus. По прайсу он стоит от 1,3 млн, а в реальности дилеры отдают машину по цене на 50% дороже. За 2 млн рублей продают некогда бюджетные Renault Kaptur c мотором 1,6 л и с механической коробкой передач и передним приводом. За Kaptur с вариатором, а также за дизельный Duster просят 1,95 миллиона рублей. За такую же цену выставлены отечественные внедорожники УАЗ «Патриот» в топовой комплектации с «мульти-рулём», МКПП, мультимедийной системой и легкосплавными дисками. А вот внедорожники УАЗ с автоматом со всеми дилерскими накрутками стоят 3,1 млн рублей.
Среди премиальных брендов ситуация аналогичная. Стоимость японских моделей Toyota RAV4 и Toyota Camry увеличилась за полгода на 23,1% и на 21,4% соответственно, хотя в реальности рост цен достигает 100% и выше. Но так долго продолжаться не может. Рынок уже уравновесился, ажиотаж спал, и вскоре должна произойти коррекция.
Цены вниз
Издание «Автоньюс» со ссылкой на экспертов приводит прогнозы снижения цен на машины к концу 2022 года. По словам аналитика Владимира Беспалова, налаживание логистических цепочек уже идет, поэтому ситуация может измениться в ближайшее время. Корректировка цен будет в рамках 50%.
Подобный прогноз делало недавно Министерство промышленности и торговли РФ. О предстоящем снижении цен в интервью РИА «Новости» заявил глава министерства Денис Мантуров. По его словам, машины на отечественном рынке могут подешеветь до конца 2022 года наполовину.
В конце лета 2022 года произошел перезапуск сразу нескольких конвейеров. Начали выпускаться недорогие модели Lada и Niva, поэтому ситуация с предложением стала заметно лучше. На рынке появились так называемые «антикризисные» массовые машины, которые должны обеспечить потребительский спрос. Именно на эти машины и будет снижение цен. Более дорогие сегменты будут восполняться за счет программ параллельного импорта, которые должны обеспечить работу конвейеров к началу 2023 года.
«Важно, что у нас есть право производить те модели, которые посчитаем нужным производить. У нас есть планы полностью загрузить площадку АвтоВАЗа вместе с Ижевском — выйти на 800 тыс. машин в год в 2023-2024 годах», — заявил министр.
Эти объемы производства приближаются к тем, что заводы в Тольятти и в Ижевске показывали в докризисные годы.
По словам Мантурова, курс валют, который был в феврале, существенно отличается от сегодняшнего. Поэтому автокомпании, чтобы не нести убытки, будут плавно растягивать изменение цены по году, с учетом постепенного восстановления рынка.
Поддерживать покупательский интерес к «антикризисным» моделям будут с помощью государственных программ. В августе 2022 года Минпромторг РФ реализует две программы льготных автокредитов: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Они позволят гражданам получить скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн рублей.