Китайский залог. Эксперты объяснили, как не оказаться без авто из КНР

Российские автолюбители в очередной раз оказались в неприятной ситуации, когда покупка авто из КНР обернулась проблемами и возможной потерей средств из-за покупки залогового авто. Эксперты aif.ru объяснили, как можно обезопасить себя в подобной ситуации.

   
   

Электрический разряд

Как сообщили отечественные СМИ, сразу несколько российских знаменитостей пострадали из-за покупки китайских электромобилей, оказавшихся под залогом. То есть деньги уплачены, машина получена, но поскольку она в нотариальном залоге, то пользоваться ей невозможно, поскольку нельзя официально зарегистрировать. Проблема заключается в споре между китайским поставщиком и российским автодилером, отчего покупателям, в числе которых, как сообщил «МК», оказался известный российский актер Дмитрий Харатьян и еще более 100 покупателей, не легче.

В итоге китайский поставщик подал на российского партнера иск в Центральный районный суд города Твери на 486 млн руб. и ждет судебного вердикта.

Между тем этот случай — уже не первый за текущий год. В начале апреля крупный китайский продавец — компания Biulu — обратилась в российский суд на московского автодилера, который использовал ее машины в качестве залога. 

Будем разбираться

«Сложно комментировать эту ситуацию, так как у меня лично какой-то подробной информации по этим событиям нет, есть только предположения, — заявил президент ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) Алексей Подщеколдин. — Скорее всего, первопричина этих проблем кроется в том, что перед 1 апреля, перед введением ставки утилизационного сбора, которые фактически закрывали параллельный импорт автомобилей в нашу страну, возникли моменты, связанные с неразберихой, и непонятным образом была завезена целая куча машин. В начале апреля казалось, что вся эта история закончилась, но, как выясняется, не совсем, и где-то еще всплывают машины. Видимо, проблема в том, что автомобили еще не полностью растаможены или есть какие-то еще ограничения по продажам. Наверное, нужно разбираться конкретно. В этой связи могу порекомендовать пострадавшим обращаться к нам в ассоциацию. Мы не равнодушны к таким проблемам, у нас есть сильная юридическая служба — постараемся разобраться и всем оказать поддержку и помощь. Со своей стороны постараемся пообщаться с другой стороной, когда станет ясно, кто был поставщиком этих автомобилей и в чем именно заключается проблема».

Зри в корень

При этом рядовому покупателю очень сложно различить, где какую машину покупать безопаснее.

По мнению доцента Финансового университета при Правительстве РФ Петра Щербаченко, при покупке машины необходимо сделать как минимум несколько важнейших операций. «Первое — проверьте ПТС (паспорт транспортного средства) и СТС (свидетельство о его регистрации) на отметку о залоге, — напоминает эксперт. — затем удостоверьтесь в том, что ПТС — оригинальный документ, а не его дубликатом. Наконец, в-третьих, — проверьте договор купли-продажи на наличие существования возможных обременений и ограничений».

В свою очередь юрист Алла Георгиева отмечает, что при покупке машины в салоне покупателю обязаны предоставить о ней полную и достоверную информацию, согласно статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». «Нахождение имущества в залоге — очень существенное обстоятельство и в большинстве случаев, если знать заранее о залоге, такие сделки не были бы заключены, — поясняет она. — Поэтому тут есть вина и нарушения Закона РФ “О защите прав потребителей” продавца (то есть салона), который скрыл от покупателя с целью получения им прибыли важную информацию».    
   

По ее словам, проверить транспортное средство на предмет его нахождения в залоге можно по «Реестру уведомлений о залоге движимого имущества» Федеральной нотариальной палаты. Проверка пройдет бесплатно, однако нужно знать VIN, PIN, номера шасси и кузова. Но не каждый покупатель будет располагает такими знаниями и доверит правильность оформления сделки сотрудникам салона.

«Чтобы снизить риски и избежать неприятных ситуаций с залогом, покупателю следует не торопиться с подписанием договора купли-продажи, а проверить машину в залоговом реестре, прежде, чем подписывать договор, — считает юрист. — Конечно, продавцы могут торопить с покупкой и подписанием договора купли-продажи, оставляя мало времени для раздумий, ссылаясь на различные обстоятельства, но я рекомендую не поддаваться на такие поспешные решения, так как есть большие имущественные риски при заключении залоговых сделок». Такая проверка, по ее словам, может осуществиться через Госуслуги, на сайте Федеральной нотариальной палаты, в ГИБДД, через сервис «Автокод». Также, для полноты проверки, следует исключить информацию о продавце в качестве должника, проверив его по базе ФССП.

Ранее сообщалось о том, почему в России снижаются цены на электромобили.