Автомобильная промышленность России в последние 30 лет выстраивалась как часть мировой системы. Крупные иностранные корпорации возводили внутри государства свои заводы, тянули своих поставщиков, которые тоже создавали промышленные предприятия для изготовления комплектующих. Технологии и разработки применялись импортные, и сейчас с введением санкций Россия ощутила всю глубину проблемы партнерства с европейскими фирмами. Оказалось, что после приостановки их деятельности автопром не может изготавливать ряд ключевых комплектующих для машиностроения. Чем это может обернуться для выпуска продукции?
Чужие заводы
Долгое время крупные автомобильные концерны делали вид, что локализуют производства в России. Renault и Volkswagen строили заводы, которые обрастали смежниками и изготовителями ряда комплектующих. Появились моторные производства. Все это давало возможность концернам заявлять о глубокой локализации и получать преференции от правительства. Однако в реальности дело обстояло недостаточно хорошо. В России существовали сборочные производства, которые изготавливали технические узлы из импортных деталей и по иностранным технологиям. На конвейеры заводов в Калуге комплектующие шли из всего Европейского союза, а именн из Польши, Чехии, Германии, Франции, Словакии и прочих мест, однако двигатели назывались российскими.
Похожая ситуация и в Тольятти. После приобретения контрольного пакета акций АвтоВАЗа концерном Renault на завод в 2012 году пришел западный менеджмент. В борьбе за качеством генеральный директор Бу Андерсон стал прижимать традиционных российских поставщиков и размещал заказы у привычных ему западных компаний, которые при приемлемой цене обеспечивали быстрый выпуск продукции нужного качества.
Продукция для АвтоВАЗа
К примеру, шатунно-поршневую группу для российского 1,6-литрового мотора производит американская компания Federal Mogul, имеющая фабрику в Тольятти.
На Lada Vesta устанавливается французская 5-ступенчатая механическая коробка передач JH3-510. Трансмиссия полностью изготавливается в Тольятти из импортных комплектующих и по документам считается российской продукцией. Диск и корзина сцепления на Vesta поступает от немецкого бренда LuK, входящего в глобальную структуру концерна Schaeffler. Фирма имеет производство в России в городе Ульяновске. Этот же поставщик изготавливает детали для многих отечественных предприятий, включая Renault и УАЗ.
Радиаторы системы охлаждения, а также радиатор печки и кондиционера изготавливает французская фирма Valeo, которая имеет свое производство в России. Эта же фирма выпускает для Lada генераторы. Их завозят из Турции.
Помимо них, Valeo ввозит в Россию из Польши стартеры, выжимные подшипники и блок управления микроклиматом чешского производства.
Воздушный фильтр и его корпус изготавливаются немецким брендом Mann+Hummel. Шланг расширительного бачка радиатора сделан фирмой Teklas из Болгарии. Бачок омывателя произведен французской Continental и сделан в Чехии. Многие из этих фирм сейчас вынуждены приостановить поставки в Россию из-за санкционного давления правительств стран Евросоюза.
Российский автогигант серьезно зависит от импортных комплектующих. Их доля в производстве по оценкам руководства составляет 20%. По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, со старыми поставщиками завод может изготавливать семейство «Нива». Даже популярная Granta имеет значительную долю импортных комплектующих, включая детали коробки передач.
Что закупается за рубежом?
Как сообщает Bloomberg, европейские производители Bosch, NXP и X-Fab заявили, что будут соблюдать новые правила экспортного контроля. Их продукция, в частности, поставляется на АвтоВАЗ.
В России не производится микроэлектроника, оптика, радары для адаптивных круиз-контролей, лидары, парктроники. В России нет своих мультимедийных систем, климатических установок с кондиционерами, систем ABS и ESP, подушек безопасности, автоматических коробок передач. Даже приборы отечественной ЭРА-ГЛОНАСС используют импортные чипы.
В России нет производителей подшипников, которые бы выпускали продукцию для автомобильной промышленности. Рынок принадлежит шведской машиностроительной компании SKF. Правда, большинство деталей названные компании делают в Китае.
Синхронизаторы для механических коробок передач поставлял немецкий гигант Hoerbiger (Хербигер). В России не изготавливаются компоненты для сложных лакокрасочных покрытий типа «металлик» или «перламутр». Доступны для автомобилестроения самые простые эмали — белые, серые, черные.
Эти и многие другие компоненты придется учиться изготавливать в России по программам импортозамещения. Но на это необходимо время. Сейчас же подавляющую часть деталей планируется закупать в Китае или других странах из списка дружественных государств, хотя это тоже не так просто, как думалось ранее. На переориентацию логистических цепочек и на заключение контрактов с новыми поставщиками потребуется время.
https://www.zr.ru/content/articles/933506-novaya-volna-sanktsij-chto-budet/
https://www.rbc.ru/business/30/03/2022/62431c439a7947815ae9301d