На небрендовых АЗС, торгующих топливом разных производителей и не имеющих строгой системы контроля качества, часто попадается контрафактный бензин, который способен навредить автомобилям. Достоверно определить его можно только в специализированных лабораториях на стендах, измеряющих октановое число, и при проведении химических экспертиз. Между тем существует несколько косвенных факторов, помогающих заподозрить некачественный бензин. Они не требуют сложного оборудования, и разобраться в них может любой автомобилист.
Оценить запах
Иногда на странного вида АЗС можно встретить прямогонное топливо с октановым числом всего 50-60 или даже меньше, которое доводят до вида АИ-92 большим количеством присадок типа N-метиланилина (ММА) или метилтретбутилового эфира (МТБЭ). Эти же вещества применяются и в хороших сортах топлива, однако дело не в компонентах, а в их пропорциях. Если пропорции не соблюдаются, то при сгорании топливо оставляет нагар в камерах сгорания. Химические вещества сгорают не полностью, и бензин выделяет смолы и серу, которые под действием высоких температур коксуются и превращаются в черную корку на клапанах, кольцах и на поршнях. Часть паров выбрасывается в выхлопную систему. По запаху выхлопа можно оценить качество бензина.
Если в выхлопе чувствуется запах сероводорода или при движении задним ходом в салон пробивается неприятный запах гари, то причиной тому, скорее всего, поддельное топливо. Узнать достоверное качество горючего можно только при проведении лабораторной экспертизы, а предъявить претензию к АЗС можно при наличии чека.
Косвенно качество определяется и по запаху бензина. Правда, для начала стоит запомнить, как пахнет качественный бензин. Если в каплях, пролитых на бумагу, чувствуется сероводород, нафталин или сера, то такой бензин должен насторожить.
Детонационный звон
Основным признаком некачественного топлива является детонация. Это эффект более раннего воспламенения смеси, горение которой приобретает взрывной характер. Смесь не сопротивляется сжатию и вспыхивает в тот момент, когда поршень еще не достиг высшей точки движения. В итоге взрывная волна препятствует его движению к «мертвой точке», мощность двигателя снижается. Кроме того, при подрыве смеси очаг воспламенения находится не в центре камеры сгорания, а где-то у стенок цилиндра, из-за чего поршень перекашивается и бьет своей юбкой по стенкам цилиндра. От ударов появляются сколы на химическом напылении и глубокие царапины, которые автомобилисты называют задирами. Через эти повреждения масло пробивается в камеры и сгорает, образуя смолянистые и сажевые отложения.
Распознается детонация по звенящим звукам ударов поршней по стенкам блока. Таким образом, если после заливки топлива мотор стал вести себя странно и звенит при добавлении газа, то жди беды. Значит, залитое топливо никуда не годится. Необходимо срочно остановиться и слить бензин в канистру, после чего отправиться на попутной машине за более качественным топливом.
Не тот цвет
Некоторые мошенники пользуются комплексом запрещенных для топлива веществ. К примеру, нафталин повышает октановое число на 5-6 единиц, благодаря чему полученную смесь выдают за АИ-92. При езде на таком субстрате выходит из строя бензонасос и засоряются форсунки инжектора. Также образуется нагар внутри силового агрегата.
Соединения бензола более дружелюбны к мотору, и их доливают для смягчения последствий от растворения нафталина. Они также вызывают нагар. Но самый опасный способ повысить октановое число — это долить ацетон. Такое топливо не вызывает детонаций, но оно растворяет резиновые уплотнители и патрубки, забивая продуктами распада двигатель и топливную систему. После езды на таком горючем внутри мотора можно обнаружить тяжелый черный осадок. Продаются такие «сорта» топлива даже не на АЗС, а у частников в канистрах.
Распознать эти опасные смеси можно по цвету и по запаху. Сначала нужно купить несколько сортов бензина гарантированно высокого качества и разлить пробы по маленьким флаконам. Эти образцы пригодятся при контрольной сверке на других АЗС.
Хороший бензин обычно имеет бледно-желтый цвет, а в пробирке он становится почти бесцветным. Контрафакт, наоборот, гораздо темнее. Коричневатая жижа — это признак присутствия запрещенного анилина. Ароматические углеводороды делают бензин желтым. Другими словами, если бензин АИ-95 не бледно-желтый, то он не является качественным.
Проверка плотности
Самый простой способ определить плотность топлива — это капнуть его на руку. Если капелька не расползается и собирается в вязкое масляное пятнышко, то это верный признак присутствия добавок. Дополнительная капелька из припасенного флакона с проверенным сортом бензина позволит ощутить разницу.
Цвет пригара
Бывает такой бензин, который плохо различим по плотности. Мотор на нем работает без видимых нарушений, но в процессе долгой эксплуатации он засоряется отложениями. После нескольких сотен километров можно выкрутить свечу из двигателя и посмотреть на цвет пригара. Если он красный, то это признак присутствия ферроценов — популярной присадки у «серых» продавцов. Такой же красный нагар образуется и внутри мотора. Этот бензин необходимо разбавить качественным продуктом с моющими свойствами.