Автомобили Audi завоевали Россию в начале 90-х, когда таможенные барьеры были не настолько сильны, как сейчас. Модели Audi 80 и 100 ввозились из Европы и полюбились своей надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. Именно через Audi воспитывалась любовь к немецкой технике. И сейчас, в год 110-летнего юбилея, марки модели из Ингольштадта продолжают оставаться востребованными.
Август Хорьх
История бренда неразрывно связана с тремя людьми, усилиям которых Audi обязана своим существованием.
Патриархом Audi, является, конечно же Август Хорьх, инженер и изобретатель, стоявший у истоков автомобильной промышленности Европы. В 1896 году он молодым инженером работал в Лейпциге в конструкторском бюро по разработке двигателей военных торпедных катеров и впервые увидел автомобиль Карла Бенца. С тех пор инженер стал грезить новым видом транспорта и даже напросился в компанию Карла Бенца, где проработал более трех лет.
Бесценный опыт производства автомобилей помог Августу Хорьху сформировать собственный взгляд на конструкцию новых машин и подготовить чертежи для принципиально новой модели. На рубеже веков банки охотно финансировали новые промышленные проекты, и Хорьх, не найдя общего языка со стареющим Карлом Бенцом, решил основать собственные мастерские по сборке машин. Получив кредит, он выкупил часть промышленных помещений под Кельном и в 1900 году зарегистрировал в государственном промышленном реестре фабрику A. Horch & Со.
На своем первом автомобиле Август Хорьх соединил двигатель и коробку вместе, заблокировав выходной вал с главной передачей. Привод на задние колеса передавался кожаным ремнем. Автомобиль оказался удачным и пользовался таким спросом, что уже через три года уставной капитал A. Horch & Со составлял 140 тысяч марок, а в 1905 году уже 525 тысяч марок.
В начале 20 века машины Horch стоили дорого и считались передовыми. К примеру, в 1906 году Август Хорьх стал продавать модель с 8-литровым 6-цилиндровым мотором мощностью 60 лс. Следующим его предложением было изготовление несущего кузова, однако кредиторы фирмы посчитали такой шаг излишним. Начался конфликт основателя компании с советом директоров, потому что полная перестройка технологических цепочек казалась авантюрной идеей. Совет директоров отказался выделять средства, и Хорьх со скандалом покинул собственную фирму, оставив ей лишь имя.
Август Хорьх надеялся, что новый завод, который он планировать построить, будет самым прогрессивным в Германии.
Годы перед Первой Мировой войной были ознаменованы активным развитием промышленности вследствие льготного кредитования. Смелый промышленник вновь нашел заемные средства и взялся за строительство нового завода в Цвиккау. И с этого момента началась история современной Audi.
Имя наоборот
С необычным названием немецкой компании связана интересная история. Август Хорьх в начале хотел назвать фирму «August Horch Automobilwerke GmbH», однако бывшие компаньоны и кредиторы из старого A. Horch & Со воспротивились и через суды обязали конструктора отказаться от такой затеи. Собственным именем он уже распоряжаться не мог, что удручало.
Какое-то время Август вместе с соратниками искал подходящее название, но безрезультатно. Во время одного из застолий расшумевшаяся компания начала мешать сыну хозяина учить латынь. Мальчик прекрасно слышал взрослые разговоры о деле и из соседней комнаты стал переводить на латынь обрывки фраз и выкрикивать их обратно. Перевод имени Horch на латынь всех ошарашил. Слово Audi, что означает «слышать», понравилось всем. Именно так Хорьх старший, по подсказке Хорьха младшего и назвал автомобильную компанию Audi Automobil-Werke.
Первый спортивный автомобиль
В 1909 году предприятие начало действовать, а в в 1910 году был выпущен первый автомобиль Audi Type A, который комплектовался 22-сильным рядным 4-цилиндровым мотором объемом 2,6 литра. Затем последовала модель Audi Type B, а за ней и знаменитая Audi Type C с 3,5-литровым мотором мощностью 35 лс, которая вошла в историю под именем «Покоритель Альп». Этот автомобиль победил в альпийских гонках и подарил предприятию коммерческий успех. До 1914 года это была самая продавая машина Audi.
После Первой Мировой войны Август Хорьх занял высокий пост в Министерстве транспорта Германии. Audi в эти годы преуспевает и становится законодателем автомобильной моды. С нее пишется новый стандарт расположения места водителя. На машинах Audi оно устанавливалось с левой стороны для лучшего обзора дороги во время обгонов.
Однако мировой экономический кризис 1929 года оказался слишком тяжелым ударом для компании. Чтобы оставаться на плаву, было принято решение об объединении промышленных активов в один концерн с тремя другими компаниями, в том числе и с прежним детищем Августа Хорьха — A. Horch & Со.
29 июня 1932 заводы Audi, Horch, Wanderer и DKW объединились в Auto Union AG и получили государственную финансовую поддержку через Саксонский муниципальный банк. Новая компания получила эмблему в виде 4 перекрещенных колец, символизирующую единство и равнозначность четырех фирм.
Братство четырех колец
Новая история марки неразрывно связана с эпохой становления Третьего рейха. Промышленный концерн стал вторым по объемам производства в Германии. В этом «квартете» автомобили Horch позиционировались, как премиальные, DKW отвечал за массовый сегмент, а Audi и Wanderer изготавливали машины для «среднего» класса. Кроме того, для Audi был отведена ниша спортивных автомобилей.
На основе Audi была организована спортивная команда Auto Union, которая выступала вместе с Mercedes в трековых гонках. На ее счету не один мировой рекорд. Легендарные «Серебряные стрелы» Auto Union до сих пор являются гордостью автомобильного спорта.
Новый импульс в развитии бренда придал опытный конструктор и основатель DKW Йорген Расмуссен.
На волне интереса к автоспорту он предложил создавать недорогие спортивные машины с передним приводом и с продольным расположением мотора. В 1933 году на Берлинском автосалоне была показана машина Audi Front с 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем 2,2 л. Автомобиль выпускался в кузовах седан и кабриолет, развивал мощность в 50 лс и мог разгоняться до 105 км/ч.
Самые громкие победы Auto Union в автоспорте были достигнуты перед Второй мировой войной. Конструкторы компании создали Auto Union typ D V12 мощностью 485 л.с. Это был настоящий шедевр конструкторской мысли. Машина с четырьма кольцами на радиаторной решетке достигала максимальной скорости в 330 км/ч. На этом болиде пилот Тацио Нуволари выиграл Гран-при Югославии.
Однако началась Вторая мировая война и концерн Auto Union перешел на изготовление военной техники, мотоциклов и грузовиков.
Третье рождение
Война нанесла непоправимый ущерб Auto Union. «Братство четырех колец» распалось. Большая часть заводов Audi попала в советскую зону оккупации. Те производственные линии, что остались после союзных бомбардировок, были аккуратно демонтированы и перевезены в СССР. Туда же отправились бывшие сотрудники предприятий Auto Union, которые затем трудились на «Москвиче» и ЗИЛе. В Москву были вывезены и знаменитые спортивные болиды «Серебряные стрелы», которые подробно изучались для изготовления советских спортивных машин.
Часть заводов Auto Union осталась в Баварии. Эти производственные мощности позднее были выкуплены Daimler-Benz AG , и марка Audi на время перестала существовать.
Много позже заводы вместе с маркой Audi были перепроданы Volkswagen, где на бывших мощностях Auto Union планировалось выпускать расширенную модельную линейку. В 1964 году началась отладка конвейера, а в 1964 году начался выпуск Volkswagen Beetle. Между тем, глава конструкторского бюро Volkswagen Людвиг Краус загорелся идеей возродить Audi, в которую был влюблен с детства. Поначалу его предложение было отвергнуто.
Однако менеджер среднего звена заразил своей идеей подчиненных и принялся в тайне от руководства разрабатывать новую машину. В 1968 году прототип был готов и представлен главе концерна Volkswagen Генриху Нордхоффу. Это была знаменитая Audi 100, построенная с использованием узлов и агрегатов концерна, однако имевшая более интересный дизайн и новую конструкцию. Машина понравилась, и премиальную линейку Volkswagen выделили в отдельный бренд, который получил старую эмблему из 4 колец.
Седан Audi 100 оказался настолько успешным, что началась разработка новых кузовов и версий автомобиля. Позднее модельная линейка была расширена за счет Audi 80, и бренд зажил собственной жизнью. Марка набирала обороты и превращалась в полноценного конкурента Mercedes-Benz.
При разработке конструкций была взята концепция переднеприводной платформы с продольным расположением мотора. Такая компоновка была необычно прогрессивной и привлекла покупателей.
В 70-е годы началась разработка полноприводной трансмиссии для легковых автомобилей. Первые Audi, оснащенным полным приводом Quattro появились в 1980 году в соревнованиях по ралли и показали колоссальную эффективность. Победы следовали одна за одной. А трансмиссию Quattro стали продавать и на обычных гражданских машинах. Популярность машин Audi продолжала расти.
Так инженер и дизайнер Людвиг Краус вместе с главой Volkswagen Генрихом Нордхоффом возродили из небытия легендарную марку.