История автомобилей с гибридным приводом началась более 100 лет назад. Первый автомобиль Lohner Electric Chaise с комбинированной силовой установкой Фердинанд Порше построил в 1901 году. Четыре электромотора находились в ступицах колес и наделяли спортивную пролетку полным приводом. Бензиновый агрегат тогда выполнял роль генератора. Несмотря на смелость конструкции, автомобиль оказался слишком сложным. И инженер Порше поставил дело на паузу длиной более 100 лет. Сейчас электрокары и гибриды переживают новое рождение.
Еще быстрее
Гибридные технологии слишком дороги, но невероятно эффективны. Они давно используются в локомотивах и в грузовиках, а сейчас еще и гоняются в автоспорте. Неудивительно, что фирма Porsche стала оснащать гибридным приводом не какие-нибудь городские мотоколяски, рассчитанные на максимально низкое потребление топлива и минимальные выбросы углекислоты, а мощные спортивные Panamera. Электрические технологии помогают им быть еще быстрее.
Под капотом длинного лифтбэка стоит силовая установка, развивающая тепловозную тягу в 680 Нм. Причем 400 Нм доступны уже со 100 оборотов. Электродвигатель замечательно тянет в самом «низу», когда бензиновый агрегат только еще просыпается и набирается сил. Как только катушки сгенерируют поле, автомобиль наливается энергией и способен тянуть хоть несколько вагонов с углем, если, конечно, колеса болида получают хорошее зацепление с поверхностью.
Динамика машин на спортивном полигоне давно известна. Хотелось оценить эффективность гибридной установки в реальных условиях российской глубинки. А так как комбинированная установка считается дружелюбной к окружающей среде, мы поехали в самое чистое место русского северо-запада: в национальный парк «Шхеры Ладожского озера». Великолепный природный парк, созданный в 2017 году в рамках Года экологии в России, должен стать точкой притяжения для туристических потоков. И, чтобы не нарушить уникальную экологическую среду, там должен использоваться «зеленый транспорт». К примеру, на острове Валаам уже не один год работают электрокары.
Три режима
Когда садишься в гибридную Panamera, кажется, что попал в фантастический фильм. От обилия кнопок и рычажков рябит в глазах. А тут еще гигантский цветной экран на центральной консоли ломится от обилия ярких обозначений и надписей. Переводим селектор автомата на D и жмем на акселератор. Машина, не поднимая стрелки тахометра, бесшумно трогается с места. Ждешь просыпания двигателя внутреннего сгорания (ДВС), но этого не происходит. Гибрид может долгое время работать в режиме электрокара.
Активируется полностью электрический режим через меню на экране. Всего их три: «комбинированный», «электрический», и «рекуперативный». Первая программа хорошо известна еще по Prius. При ней гибрид ездит в городе и пользуется сразу двумя моторами. А вот вторая появилась недавно. При ней автомобиль катится только на электротяге.
Коснулся сенсорной клавиши на экране — и автомобиль деактивирует ДВС. Только шуршание колес нарушает покой в салоне. Чем меньше скорость, тем дальше пройденный путь. Запаса батареи хватает примерно на 30 км. Если выключить музыку, климат и все электронные помощники, то автомобиль проползет 37-40 км. Но отказываться от красивых картинок на экране и томиться без кондиционера не с руки. Поэтому продолжаем в комфорте разглядывать на картинках, как энергия течет из аккумуляторов к мотору. Виден заряд и потенциал батареи. И невольно вспоминаются жесткие эксперименты с отечественными заднеприводными автомобилями.
При хорошей батарее у «классики» стартер мог толкать автомобиль несколько километров кряду. Некоторые отчаянные люди при отсутсвии бензина на одном стартере на электротяге умудрялись добраться до ближайшей заправки или до гаражей. Они переключали передачи и даже развивали приличную скорость. Тогда мечталось, чтобы в машине был запасной моторчик. И вот сейчас все сбывается. Гибридная технология позволила реализовать потенциалы автомобиля на новом технологическом уровне. Просто стартер превратился в 150-сильный электромотор.
Молодо — зелено
Толкотня на дачных дорожках была связана с обилием ям и рытвин, где сбрасывали скорость даже внедорожники. Миновать их на Porsche Panamera сначала казалось невозможным. Низкий клиренс грозил повреждениями порогов. Выступающие кочки из укатанной щебенки грозили оторвать или поцарапать бамперы. Но спасала пневмоподвеска. Она умеет приподнимать кузов на пару сантиметров. Конечно, это не превратило спорткар в кроссовер, но позволило сравнительно безболезненно добраться до асфальта.
Около пяти километров мы проехали по грунтовкам мимо дачных массивов за Приморским шоссе. И почему-то сердце радовалось, что в те клубы пыли и выхлопных газов рядом с коттеджами наши 680-сильные машины не выбросили ни грамма нечистот. Подобный стиль езды активно пропагандируется среди владельцев Plug-In гибридов и имеет свою предысторию.
Но на поверку гибридная Panamera оказалась совсем не «зеленой», а, наоборот, огненной.
Признаемся, были опасения, что прибавившая в весе машина растеряла былую прыть. Один только электродвигатель тянет на полцентнера, а тут еще батарея и управляющая электроника. В сумме набралось почти 350 кг. И премиальная машина стала весить 2300 кг. Неудивительно, что хотелось быстрее выкатиться на асфальт и дать газу, чтобы посмотреть на ее реакции.
На воздушной подушке
Трасса на Сортавалу ремонтируется уже больше десятилетия. Дорожники постепенно спрямляют извилистые участки и срывают холмы, чтобы сделать дорогу скоростной. Камер мало, и Panamera расправляет крылья. Стоит бензиновой наддувной «восьмерке» чуть поурчать под капотом, как скорость подпрыгивает на треть. На прямиках автомобиль летит, словно катер на воздушной подушке. Вернее, на пневмоподвеске.
После разрядки батареи автомобиль превращается в обычный лифтбэк с бензиновым V-образным агрегатом под капотом. Электромотор на загородной трассе почти никак не выдает своего присутствия. Более того, он даже не работает как генератор. Ради экономии топлива связь коробки с мотором прерывается, и автомобиль летит по инерции без всякого сопротивления в трансмиссии. Какая уж тут рекуперация!
Но есть возможность принудительно пополнить заряд в пути. На высокой скорости можно активировать функцию рекуперации.
Прогоны на высокой скорости вновь сменились тряской и пылью на щебенке. Начались реконструируемые участки трассы. И на границе с Карелией сотрудники полиции ошалело смотрели на несколько Porsche Panamera, которые забрались в эту глушь с риском погнуть пороги. Взмах палочкой — и силовики с живым интересом стали расспрашивать о машине. Подобной диковины с электромотором здесь еще не бывало.
Чтобы совсем ошарашить стражей порядка, мы опять превращаем Panamera в электрокар. Гигантский V8 засыпает под капотом, и мы бесшумно ползем в пыли ремонтируемой трассы между груженых щебнем КАМАЗов.
Почти 50×50
Благо вскоре вновь начался асфальт, но дорога изменилась кардинально. Если раньше длинные прогоны сменялись пологими дугами, пробитыми сквозь леса и холмы, то теперь мы ехали по старому извилистому шоссе, мечущемуся между озер и речушек. Обгоны здесь становились опаснее и опаснее. И, чтобы перенестись через пару фур на открытых участках, требовалось активировать всю мощь V8.
Батарея к тому времени уже потеряла существенную часть заряда. Электромотор превратился в генератор, а всю ответственную работу выполнял именно бензиновый агрегат. Он с легкостью бросал 2,3-тонную машину вперед, и порой действительно создавалось впечатление, что подо мной не длинная Panamera, а двухместный заднемоторный Porsche 911. Несмотря на батарею, сзади развесовка у машины осталась почти идеальная и составляет 48×52% в пользу передка. А это помогает вертеться, как юла.
Кроме того, салон наполнялся еще и громким басом мотора, который специально транслировался из системы выпуска, чтобы порадовать водителя. И действительно, этот настроенный благородный звук очень бодрит.
И вот финальная точка нашего путешествия. Национальный парк с его шхерами. Здесь большое количество скальных пород, хорошо видны следы последнего оледенения. Есть и песчаные пляжи, и прибрежные пойменные луга. Вообще, как говорят геологи, по Ладоге проходит разрыв материковой коры. Скандинавия отрывается и уползает в море. Когда-то, через сотни тысяч лет, здесь будет плескаться океан. Ну а пока можно понаблюдать, как рвется земная поверхность. Разлом ежегодно увеличивается на 3 см.
Портить такую красоту выхлопными газами просто бестактно. Поэтому до отеля мы вновь бесшумно ползли на электротяге, не выпустив из сдвоенных труб Porsche Panamera ни одного облачка.
В общем, гибридный транспорт активно выходит на дороги. Сначала такими установками начнут оборудовать дорогие спорткары, а потом, с развитием массового производства, хочется верить, что цена на батареи поползет вниз. Пока же радость ездить бесшумно под своими окнами доступна только для малого круга эстетов.
Технические характеристики Porsche Panamera Turbo S E-Hybrid
Модель |
Panamera Turbo S E-Hybrid |
---|---|
Габариты (длина / ширина / высота), мм |
5199 / 1937 / 1432 |
Колёсная база, мм |
3100 |
Снаряжённая масса, кг |
2485 |
Объём багажника, л |
495 |
Тип кузова |
Лифтбэк |
Количество дверей / посадочных мест |
5 – 5 |
Двигатель |
8-цилиндровый, V-образный, турбированный |
Рабочий объём, см³ |
3996 |
Максимальная мощность, л. с. / об./мин. |
550 / 5750 |
Макс. крутящий момент, Нм / об./мин. |
770 / 1960 |
Максимальная мощность электродвигателя, л.с. |
136 |
Макс. крутящий момент, Нм |
400 |
Комбинированная мощность гибридной установки, л. с. |
680 |
Комбинированный крутящий момент гибридной установки |
850 |
Трансмиссия |
8-ступенчатая, автоматическая |
Привод |
Полный |
Топливо |
АИ-98 |
Объем топливного бака, л |
75 |
Разгон до 100 км/ч, с |
3,6 |
Макс. скорость, км/ч |
301 |
Расход топлива (смешанный), л/100 км |
2,9 |
Цена автомобиля |
12 199 000 руб |