Газ зарекомендовал себя как отличная альтернатива бензину и солярке для использования в легковом и коммерческом транспорте. В регионах, где функционирует достаточное количество заправочных станций, газовое оборудование (ГБО) ставится не только на небольшие коммерческие грузовички или пассажирские автобусы, но и на личный транспорт. Автомобилисты переводят машины на газ, устанавливают в багажник баллоны и ездят круглый год, экономя до половины затрат на топливо. Кроме того, применение газа на автомобилях с карбюраторными двигателями сокращает вредные выбросы в атмосферу и снижает загрязнение почв вдоль дорог химически активными добавками к топливу. Неудивительно, что на фоне деклараций о защите окружающей среды перевод транспорта на газ активно обсуждается в правительстве и расценивается как альтернатива плохо приспособленным для наших климатических условий электрокарам.
Субсидирование установки ГБО
Министр энергетики Александр Новак предложил увеличить государственное субсидирование для наращивания доли газового транспорта. Инициатива касается компенсации до 60% стоимости газобалонного оборудования. С аналогичным предложением выступил и «Газпром», готовый вкладываться в развитие инфраструктуры и декларирующий также намерение компенсировать до 30% расходов владельцев транспорта при переводе машин на газ. В итоге при суммировании двух программ субсидирования автомобилисту остается оплатить лишь 10% стоимости дорогого газового оборудования.
По словам Александра Новака, при осуществлении бюджетных инвестиций в размере 0,7 млрд руб. в год в стране начнет развиваться сопутствующая инфраструктура, позволяющая гражданам сэкономить на топливе 4-5 млрд руб. Стоимость транспортных услуг должна снизиться, так как расходы на газ при аналогичном пробеге ниже на 60-65%. Эти деньги граждан пойдут на стимулирование спроса в реальном секторе экономики.
Ощутимый положительный эффект должен наблюдаться при переводе 10-12 тысяч единиц транспорта на газ уже в 2020 году. Эта цифра подкрепит уже наметившуюся тенденцию. В 2019 году в стране на газ было переведено 15 тысяч машин.
Нет заправок, к тому же процедура утверждения ГБО слишком сложна
Во-первых, недостаточно заправочных станций, предлагающих голубое топливо. Рост газовых машин наблюдается там, где уже выстроена подходящая для них инфраструктура. Чем больше заправок в городах, а также на междугородних трассах, тем лучше. К сожалению, пока этот вопрос не решен.
Во-вторых, самостоятельная переделка автомобилей на газ запрещена новым техническим регламентом Таможенного союза. Для установки газобалонного оборудования, которое стоит от 80 тыс. до 150 тыс. рублей, необходимо утверждать изменения в конструкции транспортного средства, проходить сертификацию в специализированных лабораториях, а это очень затратно по времени.
«Выходом здесь видится поддержка реальных производителей автомобилей с газовым оборудованием и развитие сетей АЗС, — продолжает Вячеслав Субботин. — Тогда покупатели могут приобретать уже готовые машины с конвейера. И процесс пойдет более активно». При развитой системе газовых АЗС автовладельцы смогут отбить стоимость оборудования уже за год.
Сейчас существует несколько типов оборудования для грузовых и легковых машин. Оно работает как с охлажденным газом высокого давления, так и со сжиженным топливом. Причем у машин остается возможность вновь переключиться с газа на бензин и обратно.