ГЛОНАСС на всех не хватит. Из-за дефицита чипов придется подождать

Bayurov Alexander / Shutterstock.com

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла решение рекомендовать правительствам стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ввести временную отсрочку на оснащение автомобилей системами экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Причиной для такого решения стал дефицит полупроводниковых микрочипов, которые изготавливаются в Китае и входят в состав отечественных приборов спутникового позиционирования. Уже заявлено, что покупатели новых машин будут обязаны до 30 июня 2022 года сами явиться в дилерские центры для последующего монтажа электронных блоков. Как это решение повлияет на стоимость транспортных средств и к каким неудобствам готовиться автомобилистам?

   
   

Почему возник дефицит микрочипов?

Мировая экономика после ковидной стагнации восстанавливается слишком быстрыми темпами, отчего возник дефицит комплектующих для управляющей электроники. Крупные концерны вынуждены сдерживать рост производства на фоне увеличения спроса на автомобили. По информации Bloomberg, в начале года проблемы имели General Motors, Toyota, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat-Chrysler, Renault и другие. Сейчас к ним присоединились почти все автоконцерны, включая и российские компании. АвтоВАЗ, ГАЗ, «Соллерс» и прочие фирмы вынуждены приостанавливать производство из-за дефицита микросхем.

В автомобилях используется около 40 электронных систем, работающих на основе управляющих микросхем. Все силы направлены на обеспечение спроса на приборы первой необходимости, такие как ABS, ESP, и прочие управляющие комплексы. А задержки наблюдаются с поставками электроники, использующейся для второстепенных целей, в том числе и для блоков оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Машины без кнопки SOS

По информации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), усугубление ситуации с поставками произошло в августе. По данным «Коммерсанта», доставка чипов для некоторых систем сейчас занимает порядка 60 недель, причем без гарантии выполнения контрактов в намеченные сроки. Крупнейший производитель комплексов экстренного реагирования НПП ИТЭЛМА из-за дефицита комплектующих не может вовремя обеспечить конвейеры автозаводов необходимыми приборами.

В итоге, после анализа тревожной ситуации начались обсуждения на уровне стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла решение о возможности отсрочки установки приборов на отечественные машины.

Министерство торговли и промышленности стремится сделать все, чтобы конвейеры заводов не останавливались. Принято принципиальное решение, что автомобили различных марок, собирающихся на отечественных заводах, будут продаваться пока без привычных кнопок аварийной сигнализации ЭРА-ГЛОНАСС. Решение касается машин классов M1, M2, M3, N1, N2 и N3 — это легковые автомобили, автобусы, грузовики и пр. Исключение составляет специальный и общественный транспорт, дорожные машины и прочая техника, требующая особого контроля.

ГЛОНАСС установят позднее

Решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) не означает, что продукция отечественного автопрома станет менее безопасной. Оснащение выпущенных в сложный период автомобилей блоками ЭРА-ГЛОНАСC будет происходить позднее. Приборы будут оплачены и заказаны при оформлении сделки купли-продажи, однако устанавливаться они должны по мере поступления. Эти работы планируется осуществлять в рамках отзывных компаний по программам Росстандарта.

   
   

В электронном ПТС новой легковой машины будет делаться пометка, что водитель обязан самостоятельно записаться в дилерский центр и отдать машину на дооснащение.

По заявлениям пресс-службы Росстандарта, в соответствии Федеральным законом «О техническом регулировании» все меры в рамках отзывных кампаний осуществляются за счёт автопроизводителя. Для собственников автомобилей эти мероприятия являются бесплатными.

Активная фаза по дооснащению автомобилей системами ЭРА-ГЛОНАСС начнется в январе 2022 г. К этому времени все автопроизводители представят итоговую отчетность по автомобилям с указанием VIN-номеров, которая будет опубликована на сайте Росстандарта.

Точные границы периода выпуска машин без ГЛОНАСС не определены. Предполагается, что дефицит продлится до конца года. Минпромторг планирует осуществить программы отзыва не позднее 30 июня 2022 года, но, возможно, этот срок пересмотрят. В электронные паспорта транспортных средств будут внесены пометки, что их владельцам необходимо самостоятельно явиться в дилерские центры и отдать автомобиль на доустановку и калибровку прибора ГЛОНАСС. О возможных санкциях для нарушителей этого требования пока ничего не сообщается.