ФАС — на «АвтоВАЗ». Установку «допов» проверят на законность

© / LADA

Как передавал портал «Лада.Онлайн» со ссылкой на источник в дилерской сети, с 15 ноября 2021 года «АвтоВАЗ» намерен приступить к реализации автомобилей, оснащенных стандартным набором дополнительных аксессуаров. Доплата за «допы» составит от 8 тыс. до 30 тыс. рублей. Эта новость была растиражирована различными СМИ. Однако возможность резкого повышения цен не обрадовала покупателей. После ряда обращений Федеральная антимонопольная служба проведет проверку соответствия действий компании требованиям антимонопольного законодательства.

   
   

Дилеры навязывают опции

Сообщения о введении новых комплектаций автомобилей Lada прошли на фоне ажиотажных продаж новых автомобилей. Дилеры, пользуясь дефицитом на рынке и резко возросшим спросом, оборудуют автомобили дополнительными опциями, которые резко повышают цену каждой конкретной машины. В итоге стоимость автомобиля увеличивается на 10-30%, а в некоторых случаях — и больше. Купить популярные в стране модели без подобной наценки очень трудно. Клиентам предлагается встать в очередь без гарантии повышения цены и прихода транспортного средства в установленные сроки.

Такое паразитирование вызывает возмущение у покупателей. Однако ни автопроизводители, ни ФАС пока ничего с этим поделать не могут, так как формально с юридической точки зрения покупателям предоставляется выбор, который предполагает или длительное ожидание в очереди, или покупку машины сразу, но с дорогостоящими «допами». У многих уже возникал вопрос: когда же такую схему опробуют и производители? Поэтому сообщения об установке «допов» на заводе в Тольятти были восприняты как нечто само собой разумеющееся.

Какой набор «допов»?

По информации «За рулем», с 15 ноября «АвтоВАЗ» введет стандартный набор аксессуаров для ряда комплектаций. Набор будет продаваться дилером и заказываться для установки на заводе. Соответственно, к цене машины добавится и цена пакета. В зависимости от модели, комплектации и набора дополнительных опций прибавка составит от 8 до 30 тыс. рублей.

Семейству Vesta набор полагается в комплектациях Classic, Comfort Light, Comfort и Luxe, а состав максимального набора включает коврики салона и багажника, поддон в нишу запасного колеса, защиту картера, амортизаторы капота, дефлекторы («ветровики») на двери и лобовое стекло, защитную сетку радиатора. В максимальном варианте за набор попросят 30 тыс. рублей, а в некоторых ограниченных версиях он обойдется в 25 тыс. рублей.

У линейки модели XRAY состав пакета «допов» сходный, но за вычетом защиты картера и поддона в нишу «запаски». Он разработан для комплектаций Classic, Comfort и Luxe в модификации XRAY Cross. Доплата за полный перечень аксессуаров составит 20 тыс. рублей.

   
   

Получит «допы» и Lada Granta. Для нее не предусмотрены поддон ниши запаски и защита картера, зато есть накладка на задний бампер. В полном варианте набор стоит 21 тыс. рублей, а в ограниченном — 18 тыс. рублей.

Largus во всех комплектациях получит комбинированные ковры салона, ковер багажного отделения, амортизаторы капота, дефлекторы дверей и лобового стекла, накладку на задний бампер и сетку на радиатор. Цена пакета — от 15 до 22 тыс. рублей.

Lada Niva Travel получит фиксированный набор «допов» стоимостью 18 тыс. В него войдут защита картера, ковры в салон и багажник, дефлекторы дверей, сетка на радиатор.

Для Niva Legend прописан самый короткий перечень дополнительных опций, включающий ковры в салон и багажник и дефлекторы дверей. Цена — 8 тыс. рублей.

Проверки ФАС

Ожидается, что подобная политика значительно облегчит проблемы с продажами. Дилеры уже не смогут навязывать произвольные цены на дополнительное оборудование. Завод всё так же будет отвечать за качество предлагаемых опций. Кроме того, исчезнут проблемы с регистрацией «допов» в ГИБДД.

Дело в том, что ряд установленных на новую машину деталей требовал утверждения в ГИБДД. Автовладельцев могли отправить на экспертизу. Между тем, как пишет Autonews, внесение изменений в конструкцию автомобиля можно инициировать, только когда машину уже начали эксплуатировать. А момент «эксплуатации» наступает не с выдачи ПТС, а только после регистрации автомобиля в ГИБДД. То есть, чтобы утвердить нештатный обвес или сетку на радиатор, необходимо сначала зарегистрировать машину с заводским бампером и решеткой радиатора и только затем устанавливать новые детали у дилеров. А так как дополнительное оборудование уже стоит на машине, регистрация превращалается в сложный квест.

Установка пакетов прямо на заводе с включением «допов» в штатные комплектации могла бы решить эти юридические сложности.

Между тем включение «АвтоВАЗа» в дилерскую игру вызвало вопросы у ФАС.

По сообщению «Интерфакса», ФАС сделала следующее заявление: «Антимонопольная служба проведет проверку соответствия действий компании требованиям антимонопольного законодательства. В случае обнаружения признаков нарушения закона „О защите конкуренции“ ведомство примет меры реагирования».