Правительство РФ и деловые круги начали переговоры в формате стран БРИКС о привлечении на российский рынок автомобилестроительных компаний с Востока. В частности, ведутся консультации о привлечении китайских брендов. Об этом заявил президент страны Владимир Путин в приветственной речи участникам делового форума БРИКС. Однако за три весенних месяца 2022 года Китай не предпринял почти никаких шагов, чтобы существенно увеличить продажи машин в России. Чего ждать от Китая в долгосрочной перспективе?
Сколько продается китайских машин в России?
На китайские автомобили возлагались многие надежды, говорилось, что они могут занять место ушедших французских и японских компаний. Однако китайцы пока не собираются предпринимать никаких шагов для серьезной экспансии в России. Более того, импорт легковых автомобилей из Китая сокращается месяц от месяца. По данным таможенной статистики КНР, если в апреле 2022 года суммарная стоимость ввезенной автопродукции составляла 84,6 млн долларов, то в мае уже только 32 млн. А по сравнению с мартом падение еще более значительное. Тогда было ввезено китайских автомобилей на 190,7 млн долларов.
Агентство «Автостат» подсчитало продажи китайских машин. По итогам обработки и анализа новых электронных паспортов (ЭПТС), в мае 2022 года россияне купили 4627 новых легковых автомобилей всех китайских марок, что составляет 16,9% от общего объема автомобильного рынка России. На первый взгляд это значительный рост, потому как в мае 2021-го на долю всех китайских брендов приходилось только 6,9% авторынка. Однако если подсчитывать в численном выражении, то фиксируется не рост, а падение продаж на 55%. То есть увеличение доли рынка у китайцев происходит не за счет увеличения продаж, а потому, что их конкуренты остановили производство машин в России.
Какие мощности есть у китайских брендов
Продажи у китайских брендов в России действительно незначительные. По итогам мая 2022 года «Автостат» составил рейтинг самых покупаемых китайских моделей. В рейтинг вошло пять китайских марок. Так, Chery реализовала за последний месяц весны 455 автомобилей, а ее премиальный бренд Exeed — 167 машин.
Продажи Geely составили 348 автомобилей, а Haval — 334 штуки. Компания Changan реализовала только 30 машин.
Для сравнения, только один бренд Hyundai в мае 2021 года продал 16 261 автомобиль. Кроме того, бренд Kia, входящий в один концерн с Hyundai, реализовал в России в мае 2021 года 18 818 автомобилей разных моделей. Таким образом, только один корейский производитель в разы превосходил по продажам все китайские марки, представленные в России.
В России построен только один китайский завод, который производит автомобили Haval. Проектная мощность предприятия при условии работы в две смены — 80 тысяч автомобилей в год. По итогам 2021 года Haval установил абсолютный рекорд продаж на российском рынке, реализовав 39 126 автомобилей.
В Белоруссии СЗАО «БелДжи» выпускает методом крупноузловой сборки автомобили бренда Geely. Мощность предприятия составляет 60 тысяч автомобилей при условии работы в две смены. Однако производством это назвать трудно, потому что автомобили поступают из Китая в разобранном состоянии и только собираются в Белоруссии. Резко увеличить объемы производства китайцы не смогут.
Для сравнения, завод Hyundai в Санкт-Петербурге имеет производственную мощность в 300 тысяч автомобилей в год. Производство велось по полному циклу. Завод Volkswagen под Калугой может производить свыше 200 тыс. машин в год.
Импорт падает
Как пишет «Коммерсант», сейчас во всем мире наблюдается дефицит новых автомобилей, который возник из-за ограничений по выпуску электронных чипов. Поэтому китайские концерны могут развиваться в любых регионах мира. Акцент делается на экспорт дорогих премиальных моделей, которые не могут стать массовыми. Более того, внутренний рынок Китая обладает гораздо большим потенциалом, чем российский. Именно поэтому китайские бренды в последние годы очень вяло ведут себя на просторах России.
Китайцами не предпринимается серьезных шагов для отработки новых логистических цепочек и наращивания производства. По этой причине сокращаются поставки автодеталей в Россию. По данным «Коммерсант», импорт в РФ комплектующих и запчастей из Китая для всех видов автомобилей наиболее значительно сократился в марте. Было ввезено компонентов на 76,3 млн долларов против 117,1 млн в апреле.
Дефицит даже выгоден китайским компаниям, потому как позволяет поднимать цены. Средняя цена китайского автомобиля составляет в России уже 2,5-3,0 млн рублей. Поэтому сейчас мало надежд, что на фоне отсутствия предложения китайцы мгновенно нарастят производство продукции и заменят своими моделями популярные Hyundai Solaris, KIA Rio и Volkswagen Polo.