Деньги на ветер. Насколько увеличивается потребление топлива зимой?

© / Sara Borbala Balogh / Shutterstock.com

Дизельные моторы считаются самыми экономичными и тяговитыми. На скоростях до 110 км/ч им нет равных по тяге при условии невысокого потребления топлива. Поэтому дизельный двигатель отлично подходит для автомобилей повышенной проходимости. Но вот зимой даже он начинает сильно потреблять солярку. Какие условия и причины на это влияют, выясняем во время загородных поездок по дорогам Московской, Тверской и Ярославской областей.

   
   

Предпусковой обогреватель

Первым фактором, влияющим на потребление бензина зимой, является прогревание машины в холода перед началом движения. Если запускать 2,0-литровый дизель без предпускового подогревателя, то в первые секунды он ведет себя странно. После поворота ключа он замирает и ждет, пока свечи накаливания подготовят камеры сгорания к работе. Водитель порой уже успевает убрать ключ из положения «Start» в «On», а мотор все еще медлит. Наконец когда наступает отчаяние, силовой агрегат вздрагивает, и стрелка тахометра поднимается на 1000 оборотов.

Любой мотор можно законно греть пять минут под окнами дома. Однако дизель плохо греет себя на холостых оборотах. Ему необходим помощник. И им стал предпусковой подогреватель с дистанционным управлением. Для дизельного Tiguan это устройство — настоящее спасение в крещенские морозы. Его можно включать даже при работающем моторе, но лучше делать это заранее, то есть перед стартом.

Выставил в окно брелок, нажал на кнопку, и машина начинает урчать печкой под капотом. Подогреватель забирает топливо из бака, прожигает его в горелке и прогоняет через себя охлаждающую жидкость. Через 15 минут автомобиль встречает владельца теплым салоном и готовым к старту мотором.

Правда, это удовольствие не из дешевых, да и потребляет оно топлива тоже немало. Горелка может сжечь около 2 л в течение часа. Цикл у «вебасто» составляет примерно 25 минут.

Сколько топлива забирают опции

Конечно, в первые минуты поездки стараешься запустить все энергозатратные опции, в том числе подогревы сидений, зеркал и ветрового стекла. В Tiguan они работают быстро. Мощный генератор вырабатывает много энергии, а следовательно, тоже увеличивает потребление топлива.

   
   

Кроме того, включенная вместе с кондиционером печка сушит воздух, борется с запотеванием стекол и забирает солярку.

Специалисты немецкого клуба ADAC провели подсчет затрачиваемой на подобные опции энергии. По их данным, 100 Вт мощности дают дополнительный расход 0,1 литра на 100 км пути.

Самый сильный потребитель — это электрообогрев ветрового стекла. Он затрачивает 800 Вт и забирает из бака 0,81 л в час. Правда, действует опция не все время и для экономии отключается после 5-минутного цикла разморозки льда.

Обогрев одного сиденья потребляет 100 Вт и поглощает 0,1 л топлива в час. Если задействованы два сиденья, то потребление увеличивается еще на 100 гр.

Обогрев рулевого колеса обходится 50 Вт, или 0,05 л в час. Столько же энергии забирает обогрев наружных зеркал.

Кондиционер и печка с вентиляцией берут 179 Вт, или 0,2 л в час.

Противотуманные фары, часто включаемые при плохой видимости в снегопады, забирают еще 110 Вт, или 0,11 л в час. А фары ближнего света — 125 Вт, что эквивалентно 0,12 л в час.

Тем самым при активации всего пакета зимних опций машина начинает потреблять 1600 Вт, а значит, расход только из-за опций вырастет на 1,6 л в час.

Кроме того, зимняя резина с глубоким протектором дает прирост в 7%, а загустевшее масло в трансмиссии и редукторе в первые минуты после холодного старта оборачивается снижением экономичности еще на 3-5%. Но больше всего сказывается на росте затрат на топливо покрытие дорог.

Поездки в снегу

Tiguan обладает неплохой управляемостью на заснеженных дорогах с переменной колейностью. По раскисшей каше он идет основательно, как корабль. Причиной тому грамотные настройки подвески и длинная база в 2677 мм. Кроме того, высокий центр тяжести хорошо нагружает передние колеса при торможении, отчего машина не пугает водителя на скользких покрытиях длинными проскальзываниями, как это бывает с седанами.

Движение в дорожной «каше» высотой 2-5 см — неприятное занятие. Протектор быстро забивается, и на кочках ощущается рыскание.

У Tiguan есть программатор режимов движения, способный менять работу двигателя и трансмиссии. Находится он у селектора АКПП. Если включить снежный режим, то блок управления нивелирует рывки тяги. Однако при обгонах ее уже не хватает, отчего интенсивность ускорения снижается. Поэтому приходится вновь поворачивать шайбу программатора в нормальное положение.

Сопротивление снега достаточно высоко, и при опускании педали газа машина замедляется заметно быстрее, чем на асфальте. Для снижения рысканий можно включить пониженную передачу и ехать всегда с оборотами в районе 2,5 тысячи, чтобы иметь на колесах постоянную тягу, которая сменяется тормозящим моментом при отпускании акселератора.

На скорости в 90 км/ч в снегу потребление возросло до 8,8 л, а иногда доходило и до 9,5 л солярки. Это много, в особенности если сравнивать его со средним потреблением на уровне 7 л.

Через несколько часов транспорт пробил в слежавшемся снеге колею. На ней управляемость улучшилась, и потребление топлива снизилось примерно до 7,5 л.

Лучше всего дизель чувствует себя на ровной дороге, очищенной от снега и не имеющей рытвин. В Московской области на скоростных федеральных трассах потребление опустилось до 6,6 л при скорости в 90 км/ч. И это близкие к летним значения.

В общем, заснеженные дороги могут прибавить к обычному летнему потреблению топлива еще пару литров.

В целом же частые прогревания на морозе, обогащенная смесь, работа обогревов сидений и стекла, а также поездки по заснеженным дорогам могут легко удвоить расходы на бензин по сравнению с летними тратами.