Презентация моделей возрожденного бренда прошла на заводе «Москвич» на площадях бывшего предприятия Renault. Показанные машины сильно напоминают модели китайской компании JAC Motors. Планируется, что до 31 декабря 2022 года «Москвич» выпустит не менее 600 автомобилей по технологии крупноузловой сборки. А в 2023 году планируется адаптировать производство к мелкоузловому циклу сборки и перейти к выпуску минимум 50 тысяч автомобилей в год. В 2024 году в планах стоит производство уже более 100 тысяч машин под брендом «Москвич». Как оценивают эксперты автомобили, которые должны вдохнуть новую жизнь в прославленный российский бренд?
Переговоры с китайской компаний JAC начались давно. Тогда не было еще такого усиления санкционного давления и все логистические цепочки работали без перебоев. JAC Motors имеет небольшое производство в Казахстане, и руководство компании рассчитывало наладить сборку своих моделей в России, чтобы иметь выгодные преференции по таможенным пошлинам и прочим позициям. Они подготовили пару моделей для отечественного рынка и сертифицировали их.
Но ситуация изменилась, и китайская автомобильная компания, видимо, получила хорошее предложение от российских властей и от правительства Москвы. Были достигнуты соглашения о режиме таможенного и налогового благоприятствования. В общем, началось взаимовыгодное сотрудничество, но уже под новым брендом «Москвич». Хотя и от продвижения своей марки китайцы пока не отказались.
Я ездил на нескольких моделях JAC, подготовленных для России. Это кроссоверы, разработанные с точки зрения китайского потребителя. Они мягкие, вальяжные, совсем не спортивные. Есть вопросы к эргономике и к технике, но все это поправимо. Видимо, для инженеров на «Москвиче» будет поставлена задача адаптации и перенастройки китайских подвесок для отечественных дорог.
В целом, автомобиль обладает комплексом условий для успеха на местном рынке, но есть куда совершенствоваться. С запуском производства все заводы адаптируют машины в зависимости от условий эксплуатации. А такой опыт у российских инженеров есть.
Кроссовер JAC — это крепкий середнячок, то есть автомобиль, рассчитанный на среднюю ценовую категорию. Он вписывается в наиболее популярный сегмент отечественного рынка, потому как хорошо сбалансирован по цене/качеству. Там мало дорогой электроники, но зато есть системы ABS, ESP и прочие помощники движения, которые сейчас в дефиците. И можно только приветствовать запуск производства на «Москвиче».
Правда, копания JAC не слишком большая китайская корпорация. Она не была до сих пор очень активна на российском рынке, поэтому потребуется постепенная адаптация автомобилей для отечественных условий эксплуатации.
Сейчас заявлено, что после крупноузловой сборки степень локализации будет увеличиваться. Судя по опыту других компаний, можно сказать, что процесс перехода на полный цикл производства со штамповкой, сваркой и покраской кузовов может занять 1-2 года. К тому времени инженеры «Москвича» должны адаптировать китайские модели для отечественных реалий.
Правда, у меня большие сомнения в том, что конвейер должен быть в центре Москвы. Скорее всего, для расширения производства придется искать новые промышленные площадки, в том числе за пределами жилых и деловых районов.