Что же произошло? На прошлой неделе Агентство по защите окружающей среды США (ЕРА) решило провести внеплановую проверку дизельных седанов Jetta и Passat на чистоту выхлопа. Видимо, эксперты заподозрили концерн в нечистой игре, так как, помимо стандартных испытательных циклов в лаборатории, было решено провести дополнительной «натуральный тест». Измерительный прибор был размещён непосредственно в выхлопной трубе, после чего машина выехала в город. И тут выяснилось, что при обычной езде автомобиль выбрасывает в атмосферу в 40 раз больше вредных веществ, чем во время лабораторного тестирования!
Как оказалось, «электронные мозги» двигателя были запрограммированы таким хитрым образом, что при подключении стандартного измерительного оборудования он переходил в «зелёный» режим. В таком режиме выбросы были минимальны, но, конечно, автомобиль не мог бы ехать с нормальной динамикой. Однако по окончании теста силовой агрегат тут же включал «злой» режим: выдавал больше мощности и крутящего момента, ничуть не заботясь об экологичности выхлопа.
Просто и гениально, однако не совсем понятно, чем руководствовались боссы Volkswagen — ведь рано или поздно афера неизбежно была бы раскрыта. По предварительным подсчётам, обман покупателей обойдётся концерну в 18 миллиардов долларов. Это абсолютный рекорд — крупнейший штраф в истории автомобилестроения. Но дело не ограничится одним штрафом: любой владелец «Фольксвагена» или «Ауди» с 2,0-литровым дизелем TDI сегодня может подать на компанию в суд. А таких машин с 2008 года было реализовано свыше 11 миллионов!
Это не первый случай, когда США жёстко «бьёт по рукам» иностранные концерны, проводящие успешные экспансии. Так, в 2012 году корейские компании Hyundai и KIA были обвинены в том, что их автомобили обладают более низкой топливной эффективностью, чем это предписывают американские экологические стандарты. Штраф составил 300 миллионов долларов.
Ранее, в 2009 году, компании Toyota пришлось выплатить США 1,2 миллиарда долларов за «обман потребителей и несвоевременное устранение неисправностей». Против японской компании было выдвинуто сразу несколько исков, связанных с браком педали газа — она якобы заедала, что приводило к непреднамеренному ускорению. И хотя Toyota добросовестно отозвала модель на доработку, инженеры компании признались, что не смогли повторить ситуацию, при которой педаль «залипает».
Нельзя не отметить, что всё это происходит на фоне укрепления позиций американского концерна General Motors. Так, в Китае (одном из наиболее привлекательных сегодня рынков) продажи американского бренда выросли за год на 9,2%. А в будущем году GM планирует удвоить продажи отдельных марок, например, Cadillac. Если учесть, что в Китае американцы конкурируют как раз с Volkswagen за звание крупнейшего иностранного производителя, то нокаутирующий удар по конкуренту пришёлся как нельзя кстати для General Motors.