Через Турцию и Китай. Сможет ли Volkswagen «перезапустить» завод в Калуге?

Завод немецкого концерна Volkswagen под Калугой простаивает с марта 2022 года. Все это время руководство надеялось перезапустить производство и возобновить сборку легковых автомобилей. Предприятие поддерживалось в работоспособном состоянии, и сохранялся рабочий коллектив. Сейчас стали известны подробности переговоров о судьбе промышленного автомобильного кластера под Калугой. Какое же будущее ждет немецкие заводы в России.

   
   

Как обойти санкции

По сообщениям «Коммерсанта», руководство немецкого концерна весь 2022 год пыталось найти возможность перезапустить завод под Калугой за счет поставок компонентов из Турции. Прорабатывались новые логистические цепочки и варианты сотрудничества с партнерами, которые связаны финансовыми обязательствами с немецкой компанией. Однако эти попытки не достигли желаемого результата. Штаб-квартира в Вольфсбурге не одобряет такие схемы, поскольку есть вероятность, что они будут расценены как попытка обойти санкции. А это грозит скандалом и многомиллионными штрафами. Сейчас санкции ограничивают ввоз в Россию комплектующих стоимостью свыше 300 евро, из-за чего организовать полноценное производство с использованием европейских комплектующих пока невозможно. Поэтому начались поиски вариантов перезапуска завода в партнерстве с иными компаниями.

Казахстан или Китай?

Еще в октябре 2022 года немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung сообщало, что VW Volkswagen рассчитывает найти покупателей на свой завод в России. Рассматриваются предложения, поступающие от разных фирм, в том числе из России и из Китая.

Сейчас переговоры ведутся с АФК «Система», а также с компанией из Казахстана Allur, которая, помимо прочего, связана партнерскими соглашениями с китайскими автопроизводителями. Ее сборочное производство находится в городе Костанай, где налажен выпуск машин брендов Chevrolet, Kia, JAC и LADA. В основном это крупноузловая сборка, не требующая дорогого оборудования. Однако покупка завода в России со всем необходимым оборудованием позволит перейти к изготовлению машин по полному циклу. При этом китайский бренд JAC принадлежит концерну Volkswagen, и вполне возможно, что ряд китайских моделей встанет на конвейер под Калугой.

При этом Volkswagen не хочет покидать российский рынок. Как сообщает Autonews, компания может сохранить долю в предприятии и может управлять бизнесом через своих партнеров из Китая и Казахстана. Кроме того, сделка может предполагать возможность обратного выкупа предприятия.

В российском представительстве Volkswagen подтверждают проведение переговоров, однако заявляют, что никаких решений о судьбе завода под Калугой еще не принято.

Промышленный кластер Volkswagen под Калугой включает несколько предприятий. Сборочный завод Volkswagen позволяет выпускать до 220 тысяч автомобилей в год. Рядом с ним располагается завод двигателей, рассчитанный на сборку 150 000 силовых агрегатов в год. Рядом были построены предприятия по выпуску комплектующих. В Калуге выпускались Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Volkswagen Tiguan.