«Челноки» оживились. Почему теперь трудно купить машину в Казахстане?

Vladimir Tretyakov / Shutterstock.com

Многие ценители иномарок не готовы покупать машины по высоким ценам в России и обращают внимание на автосалоны у ближайших соседей, где стоимость новых машин популярных иностранных марок фактически осталась на досанкционном уровне. Дефицита нет, однако дилеры в Казахстане стали ограничивать продажи россиянам. Почему они это делают и какие модели все еще можно купить?

   
   

Перекупщикам труднее

Несмотря на относительно невысокий спрос на иномарки среди граждан Казахстана, дилеры стали искусственно ограничивать продажи новых машин гражданам России. Как пишет Autonews, в некоторых торговых сетях наотрез отказываются продавать машины гражданам России, не называя веских причин. Продавать автомобили нерезидентам Казахстана они могут, если будут представлены такие документы, как вид на жительство иностранца и свидетельство о регистрации нерезидента в качестве налогоплательщика Казахстана, где указан ИИН.

При этом Казахстан входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наравне с Арменией, Белоруссией, Киргизией и Россией, а также является членом Единого таможенного союза, который провозглашает общее экономическое пространство для свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Неофициально же руководство дилерских центров объясняет искусственное ограничение продаж опасениями, что повышенный спрос на машины на местном рынке со стороны россиян может привести к возникновению дефицита автомобилей у казахских дилеров и, как результат, повышению цен на них.

Дело в том, что Казахстан уже захлестнула волна спекуляций, которая может подорвать экономическую стабильность авторынка. В дилерские центры устремились российские «челноки» и перекупщики, выстраиваются неофициальные схемы поставок автомобилей из дилерских центров на вторичный рынок России. Поэтому с одной стороны дилеры стараются отсечь покупателей из России, а с другой ограничить организующиеся полукриминальные сети, которые уже навязывают свои правила игры продавцам машин. Издание Drom подготовило список наиболее ликвидных моделей, которые чаще всего возят перекупщики.

Какие машины чаще всего пригоняют перекупщики?

Самой ликвидной моделью для перекупщиков на местном рынке является Hyundai Tucson. Такая машина в России выставляется примерно за 3,8 млн руб., а те, что в единичных экземплярах начинают ввозиться по программам параллельного импорта, стоят около 3 млн. В Казахстане же Hyundai Tucson можно купить фактически по старой цене 2021 года — от 1 894 617 руб. Перекупщики по установленным связям выкупают эти машины и перегоняют в Россию, где продают с миллионной накруткой.

   
   

Новый седан Elantra с 1,6-литровым мотором и механической коробкой передач стоит от 1,49 млн руб., а в России на вторичном рынке такая же машина стоит не менее 2,149 млн руб. Купить и продать эту модель можно быстро, «челноки» ездят под уже готовые заказы, отчего подобная торговля становится чрезвычайно прибыльной. Неудивительно, что чужаков к подобным схемам не подпускают, стараясь ссылаться на трудности с подготовкой документов и прочие причины.

Одним из самых ликвидных автомобилей в Казахстане является Kia Ceed. Продажи в Казахстане стартуют от 1,536 млн руб., за версию с атмосферным 1,6-литровым 128-сильным мотором и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. В дилерских центрах в России есть такие же машины из старых запасов, однако цена на них начинается от 2,3 млн руб и выше. Дилеры не стесняются оснащать такие автомобили массой допов, из-за чего еще поднимают цену на 300-500 тысяч рублей. Однако перекупщики готовы пригнать такой же автомобиль из Казахстана за 2,0-2,1 млн рублей.

Компактный кроссовер Kia Seltos стоит в Казахстане от 1,766 млн руб. В России такая машина продается по цене от 2 215 542 руб.

Дорогие премиальные внедорожники и минивэны менее ликвидны, поэтому оборот денег с ними меньше. Автомобили Palisade, Staria и Carnival покупаются в России менее охотно. Приходится ждать клиентов несколько недель, отчего получить прибыль труднее. Staria в Казахстане стоит от 2 450 000 рублей, а в России — 3 700 000 рублей.

Неплохо продаются и кроссоверы Chevrolet Equinox, которые в Казахстане можно найти за 2 600 000 рублей, а реализовать в России за 3 100 000 рублей.