В этом году в России продают в 3,5 раза больше электромобилей, чем в прошлом. Также появляются новые станции зарядки, причем не только в Москве, но и в небольших городках соседних регионов. Однако триумфальное шествие электротранспорта нельзя приравнивать торжеству экологичности, предупреждает основатель и гендиректор экологического сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов.
Удары по базе
«Производство самого электромобиля связано с большими энергетическими затратами, которые вполне сопоставимы с издержками на изготовление традиционного бензинового или дизельного автомобиля, — говорит он. — Да, у “электричек” нет выбросов, они не сжигают бензин или дизель. Но добыча основного элемента их источника питания — лития — создает огромные экологические проблемы. Не в том месте, где ездят на этих машинах, а там, где разрабатывают месторождения».
Для того, чтобы добыть одну тонну лития, нужны 2 млн литров воды. Из-за такого расхода на солончаках Аргентины, Чили и Боливии загрязняется почва, разрушаются биосистемы, нарушается цикл сельского хозяйства, так как фермеры вынуждены конкурировать с месторождениями за воду, перечисляет эксперт.
Еще один необходимый для электромашин химический элемент — кобальт. Половина его добычи происходит в Конго, на рудниках, где о нормах безопасности труда вообще не слышали, продолжает Хорошилов. Токсичная пыль разрушает природу, подрывает здоровье работников. Чем выше спрос на электромобили, тем выше потребность в кобальте, тем интенсивнее разрабатывают варварскими методами месторождения этого металла.
Еще один удар природе под дых электромобиль наносит уже после прекращения эксплуатации: надо утилизировать его отработавшие батареи. В них содержатся платина, литий, графит, свинец, никель и кобальт. При неправильном обращении со старой батареей, все это богатство попадает в воду и почву, наносит огромный вред окружающей среде.
«У элементов питания короткий срок службы, поэтому их требуется много, и создается дополнительная нагрузка на природные ресурсы для производства новых аккумуляторов, — добавляет глава сервиса «Сохрани лес». — Без технологий полной переработки литий-ионных аккумуляторов развитие электротранспорта просто невозможно. Производители работают над стандартизацией элементов питания, чтобы упростить их сборку и автоматизировать утилизацию».
Без солнца не покатит
Для зарядки электромобиля нужна энергия. Больше 80% киловатт в мире вырабатывают, сжигая углеводороды. На гидроэнергетику, атом и возобновляемые источники приходится меньше 20% мирового производства электричества, следует из Глобального энергетического обзора ВР. То есть выбросы все равно есть, только они не на дороге, а на тепловых электростанциях.
«Электромобили считаются более энергоэффективными, поскольку их двигатели обладают более высоким КПД по сравнению с двигателями внутреннего сгорания, — продолжает Хорошилов. — Они тратят меньше ресурсов на преобразование энергии в движение, производят меньше шума и только незначительные количества тепловой энергии. Таким образом, они приносят пользу окружающей среде, уменьшая загрязнение воздуха и шумовое загрязнение в городах. Но развитие электромобильной индустрии потребует увеличение выработки энергии из возобновляемых источников: солнечных батарей, ветряных турбин — чистой электромашине нужна еще и чистая энергия».
Электромобили, стоящие в пробке, могут израсходовать столько энергии, что при ее производстве на тепловых электростанциях выбросов в атмосферу произойдет больше, чем если бы в заторе стояли обычные бензиновые машины, полагает Хорошилов.
Активное внедрение электромобилей на дорогах потребует решения и других вопросов, уже касающихся безопасности всех участников движения, добавляет эксперт. Например, не перегрузят ли зарядные станции электросети, вызвав техногенную катастрофу? Насколько «электрички» защищены от возгораний? Ведь внутри каждого электрокара батареи, содержащие литий-ионные элементы и растворители, без которых они работать не смогут. А органические растворители, как известно, — источник опасности из-за повышенного риска возгорания. Производители выпускают на этот счет инструкции, но проблема решается лишь отчасти.
«Несмотря на позитивное влияние электротранспорта на уменьшение вредных выбросов, необходимо изменение отношения к их производству, эксплуатации и утилизации, — заключает Хорошилов. — Только в таком случае можно говорить о реальном вкладе электрокаров в защиту экологии. Активное развитие инфраструктуры для поддержки перехода к электромобилям и стимулирование использования возобновляемых источников энергии — задача государственного масштаба».