Больше не Бу. Почему «АвтоВАЗ» меняет президента

Бу Андерссон. © / Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Швед Бу Инге Андерссон всего два года возглавлял крупнейший российский автомобильный завод, но запомнится надолго. В истории «АвтоВАЗа» он останется неоднозначной и противоречивой фигурой. После ровной и в целом успешной четырёхлетней работы во главе «Группы ГАЗ» Андерссона призвали наводить порядок в Тольятти. И швед жёстко взялся за дело. В его активе — от уже ставшего легендарным приказа вычистить все туалеты на заводе до запуска технологически новой модели, которая на уровень выше всех предыдущих. Речь о «Ладе Весте».

   
   

К слову, как раз после старта продаж новой модели, в ноябре 2015 года, активно поползли слухи о скорой отставке Андерссона. Результаты не оправдали ожиданий. Люди не бросились в автосалоны «Лады» заказывать новинку, и по итогам первого месяца она не вошла даже в десятку самых продаваемых машин в России. А ведь денег потрачено много… Одни только иностранные комплектующие и перенос производства в Ижевск стоили заводу очень много.

И неудивительно, что позже, в феврале, аудиторы Ernst & Young вынесли неутешительный приговор «АвтоВАЗу» — без малого 74 млрд рублей убытков. Такого в истории компании не было никогда. Предыдущий антирекорд российский автогигант установил в 2009 году, когда потерял чуть меньше 50 млрд.

Меры со стороны акционеров не заставили себя ждать. Инициатором отставки стал «Ростех», обладатель блокирующего пакета акций. На прошлой неделе глава госкорпорации Сергей Чемезов в интервью The Wall Street Journal подтвердил, что время Андерссона в Тольятти закончилось: «Сейчас нам нужен другой человек. Пытаясь обеспечить высокое качество продукции, Бу Андерссон отказался от многих российских комплектаторов. Он пошёл по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault-Nissan. В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 млрд рублей убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона».

Но дело не только в гигантских цифрах потерь. В конце концов, «АвтоВАЗ» и раньше не славился прекрасными экономическими результатами. В первую очередь Андерссон пострадал потому, что гнул свою линию без учёта нынешних кризисных реалий. По мнению людей, принимающих решения, нацелившись на выпуск качественной продукции, он забыл об экономике.

«Андерссон сделал стратегическую ошибку — переоценил российский рынок и недооценил валютные риски, — подчёркивает автомобильный эксперт Дмитрий Баринов. — Это не только его проблема, многие компании тоже из-за этого пострадали — например, Ford. Просто у «АвтоВАЗа» больше потерь, так как компания запустила в прошлом году две новые модели, инвестировав в них 1,5 млрд долларов. Печального результата можно было бы избежать, если бы Андерссон сделал ставку на более доступные модели и российских поставщиков. Тогда качество испортилось бы, но спрос — вырос. Вместо этого Андерссон постарался выпустить машину с иностранными комплектующими не хуже других на рынке».

Lada Vesta действительно получилась качественным автомобилем, но наполовину иностранным. Всего 46% деталей — с российской пропиской. Остальное — прямой и скрытый импорт. Ещё меньше отечественных комплектующих используется в Lada XRAY. Да, Андерссон знает толк в хороших поставщиках — с апреля 2007 года по июнь 2009 он был вице-президентом GM по глобальной политике закупок и развитию сети поставщиков. Но сейчас — другое время и другое место, что надо было учитывать. В результате цены на вазовские новинки не удалось опустить ниже уровня основных конкурентов, в первую очередь, корейских Kia и Hyundai. Эти компании в борьбе за долю рынка жёстко удерживают минимально возможные цены. Соперничать с ними «АвтоВАЗу» оказалось не по силам. Таким образом, корейские конкуренты косвенно повлияли на провал Андерссона.

   
   

Не только война с российскими поставщиками в угоду качеству пошатнула кресло шведа во главе «АвтоВАЗа». Стремясь сократить убытки, он начал масштабные чистки персонала. Например, в конце прошлого года ликвидировал дочернее предприятие — Волжский машиностроительный завод. Как результат — рост социальной напряжённости в Тольятти. «Ростех» в лице Чемезова ещё в ноябре предупреждал Андерссона, но тот российских акционеров не услышал.

Нового президента «АвтоВАЗа» назовут 15 марта на заседании совета директоров. На его плечи ляжет задача сократить издержки в производстве новых моделей и сбалансировать кадровую политику. Кто именно возглавит главный российский автозавод в сложное время, остаётся только гадать. По информации от разных источников, новым президентом, скорее всего, станет иностранец. Предлагать кандидатуру будет альянс Renault-Nissan как владелец 50% акций. А зарубежным собственникам очень нужен свой человек в Тольятти, в том числе для того, чтобы использовать новую вазовскую платформу для своих моделей.

Как бы то ни было, преемнику Андерссона придётся туго. Не только из-за финансового положения, но и из-за сложной структуры владения автогиганта. «Проблема в том, что на «АвтоВАЗе» нет единого собственника, происходит конфликт интересов. Каждый акционер тянет завод в свою сторону, каждый — «Ростех» и Renault-Nissan — заинтересован в своих поставщиках», — отмечает Дмитрий Баринов.

И ведь не каждый ещё согласится возглавить проблемный автозавод.