Автомобили «Победа» и «Москвич» напоминают обо всем самом лучшем, что было в 50-х годах прошлого века, так же как «Волга» и «Чайка» превратилась в символы 60-х. Эти советские машины были мечтой для многих соотечественников. Однако после горбачевской перестройки эти бренды ушли в никуда. АЗЛК обанкротился, а другие заводы переориентировались на выпуск легковых машин иностранных брендов, и прославленные имена ушли в историю. Однако сейчас интерес к ним появляется вновь не только у реставраторов, но и у автопроизводителей.
Борьба за «Победу»
В этом году была предпринята попытка отсудить у группы ГАЗ бренд «Победа». Производитель запчастей — компания «Хартунг» из Челябинска — решила использовать его для изготовления спецтехники и комплектующих. После ряда судебных заседаний спорящие компании нашли общий язык, истец отказался от своих притязаний, ну а ГАЗ зарегистрировал логотип «Победа», который, возможно, вскоре будет красоваться на новых автомобилях. Правда пока группа ГАЗ не хочет раскрывать карты и отвечает уклончиво. Как заявили АИФ в пресс-службе компании, «ГАЗ остается владельцем товарного знака „Победа“, продолжает прорабатывать различные варианты визуализации знака и регистрирует права на изображение».
«Регистрация логотипа в принципе не является чем-то особенным, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — У ГАЗа есть три бренда, которые можно использовать для производства автомобилей. Это „Победа“, „Волга“ и „Чайка“. Но права на них необходимо постоянно поддерживать и платить за них деньги.
Так делают практически все автомобильные компании в мире. У многих из них наберется с десяток старых громких названий, которые были знамениты и престижны в середине прошлого века. Хранить права на позабытые бренды выгодно и с экономической точки зрения, потому как в случае запуска каких-то новых линеек машин можно легко присвоить им старые названия и оживить потребительский интерес. Это намного дешевле, чем вкладываться в PR-раскрутку».
Неудивительно, что слухи о возрождении культовых советских брендов то утихают, то разгораются вновь. Пару лет назад шли разговоры о возрождении «Волги». Тогда председатель совета директоров «Русских машин» Зигфрид Вольф заявил, что ГАЗу не хватает небольшого коммерческого автомобиля по типу Volkswagen Caddy, который бы мог хорошо работать в городах. Этот автомобиль должен быть меньше «Соболя» и брать на борт около 500 килограмм груза. Семейство таких развозных фургонов могло получить имя «Волга». Однако на данный момент никакого решения не принято.
Французский «Москвич»
Бренд «Москвич» также не остается без внимания автопроизводителей. Несмотря на то, что у старого советского завода нет прямых наследников, пасынком бренда считает себя Renault. Сборочные линии завода «Автофрамос» (так до 2014 года называлась компания ОАО «Рено Россия») были возведены на площадях АЗЛК. На бывших линиях сборки двигателей «Москвича» сейчас собирают народные Logan. И многие восприняли как должное, что именно французы получили права на прославленное советское имя.
Renault забрал себе бренд «Москвич» почти без затрат. Так как в 90-е годы АЗЛК не оплачивал охрану своей интеллектуальной собственности, то многие права ими были утрачены, в том числе и право распоряжаться маркой «Москвич». Узнав об этом, Renault в 2015 год перерегистрировал бренд на себя вместе с его новым логотипом. Зачем это было сделано, пока не сообщается. Представители Renault воздерживаются от комментариев и хранят интригу. Однако есть информация, что советская марка понадобилась для дешевой линейки автомобилей, которую не хотят ставить в один ряд с Renault. Под названием Renault в скором времени могут реализовываться только дорогие и престижные автомобили, а для массовых моделей на платформе B0 в России могут возродить марку «Москвич».
«Пока никаких точных данных о возможном возрождении старых брендов нет, — рассказывает автомобильный эксперт Вячеслав Субботин. — Скорее всего, правопреемники сам не знают, как поступить с прославленными советскими брендами, отчего и не решаются на радикальные шаги. Между тем их настойчивость в поддержании прав на старые названия вселяет оптимизм. И возможно, новые автомобили под старыми советскими именами все-таки будут сходить с конвейера».
Смотрите также:
- Моторы его сердца. Как Готтлиб Даймлер изобретал моторы на бензине →
- Автомобильное лицо Швеции. Ранняя история компании Volvo →
- На пути к «Победе». История создания ГАЗ-М-20 →