На кадрах кинохроники и в советских художественных фильмах мы привыкли видеть неказистые «полуторки», «трехтонки» ЗИС-5 и американские «Студебекеры». Но это были далеко не единственные машины в Вооруженных силах.
Красная армия во время войны использовала разнообразные транспортные средства. Как только выяснилось, что отечественная автомобильная промышленность не справляется с выпуском достаточного количества легковой и грузовой техники, на помощь пришли американцы, наладившие поставки разнообразных автомобилей из-за океана. Какие же автомобили обеспечивали тылы наступающих армий?
ГАЗ М-1
В первый период войны главной рабочей лошадкой командного состава была знаменитая «эмка», то есть ГАЗ М-1. Изготавливали ее на Горьковском автомобильном заводе по лицензии Ford, правда, со значительными изменениями в конструкции. Военные приняли ее на вооружение в качестве штабного автомобиля. Однако в 1941 году выпуск базовых ГАЗ M-1 был прекращен. Автомобиль имел 4-цилиндровый 3,3-литровый двигатель мощностью 50 л. с., обеспечивавший разгон до 100 км/ч за 24 секунды. Потребление топлива колебалось в районе 15 л бензина с октановым числом 65. По официальным данным, до начала 1942 года всего было выпущено 62 888 автомобилей ГАЗ M-1.
Полноприводный штабной
Для фронта ГАЗ М-1 подходил плохо. Разработка штабного автомобиля ГАЗ-61 началась задолго до войны, в 1938 году. В основу положили конструкцию модернизированного варианта М-1, только под капотом уже стоял 6-цилиндровый 85-сильный мотор, скопированный у Dodge. На машину установили полноприводную трансмиссию и новый ведущий передний мост, а также раздаточную коробку. ГАЗ-61 стал первым серийным автомобилем с двумя ведущим осями. 19 декабря 1939 года ГАЗ-61 официально встал на вооружение Красной армии. Но массового производства так и не добились. Общее число собранных машин составило 200 единиц. Поставлялись они штабам фронтов для перевозки высшего комсостава. Нарастить производство Горьковский завод не мог, так как конвейер был переоборудован на изготовление легких танков. Машине стали искать замену.
ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б
Однако армии нужен был более универсальный автомобиль, желательно открытый и с возможностями артиллерийского тягача. На базе М-1 были разработаны ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б — полноприводные автомобили с открытым кузовом и вырезами вместо дверей. Объемы производства ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б в годы войны были невелики — всего 4851 ед., что составляло менее 1/10 от поставок в СССР ленд-лизовских штабных джипов Willys MB и Ford GPW.
«Додж три четверти»
В 1943 начались поставки в СССР легендарного Dodge WC-51 («Додж три четверти»), который и восполнил недостаток полноприводных штабных машин. Кроме того, он эксплуатировался как тягач для артиллерии. Его 6-цилиндровый мотор мощностью 95 л. с. имел тягу в 244 Нм и мог справляться с полевыми дивизионными пушками.
Начинать движение можно было со второй передачи. Первая использовалась для движения по бездорожью. Кроме того, Dodge имел раздаточную коробку и подключаемый полный привод.
В конце войны на Dodge WC-51 стали монтировать зенитные пулеметы ДШК калибром 12,7 мм для прикрытия танков и пехоты в городах. Такие тяжелые джипы помогали подавлять группы фашистов с фаустпартронами и панцерфаустами.
Всего в США c 1942 по 1945 год на заводах Dodge, Ford и Chevrolet было изготовлено 255 193 единицы WC-51, более 25 тысяч из которых служили в Красной армии.
Studebaker US6
Это был самый массовый грузовик, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Бензиновый карбюраторный двигатель Hercules JXD мощностью 95 л. с. мог тянуть любое артиллерийское орудие, а надежная рама позволяла брать почти вдвое больший груз, чем предписывал производитель. Вместо 2 тонн машина возила по 4 и 5 тонн. Гидравлические тормоза, система охлаждения с термостатом и прочие технические новшества казались советским шоферам просто сказочными. Максимальная скорость составляла 69 км/ч. Всего в Красной армии служило более 100 тысяч таких машин, которые возили не только грузы, но и гвардейские ракетные установки БМ-13 «Катюша», а также более мощные пусковые установки БМ-8 и БМ-31. После 1943 года Studebaker US6 был основной машиной армии.
Chevrolet G7107
Однако Studebaker US6 был далеко не единственным американским грузовиком, трудившимся ради Победы. С 1942 года в СССР поставлялись Chevrolet G7107. Это были надежные 95-сильные полноприводные автомобили грузоподъемностью 1,5 тонны, на которых наши военные умудрялись перевозить по 3 тонны и более. Они шли через Иран в виде машинокомплектов, которые собирались там на специально созданных заводах, и дальше вместе с грузами отправлялись по горным дорогам в СССР. Во время войны в армии служило 47,7 тысячи Chevrolet G7107.
Ford G8T
Еще одной несправедливо позабытой машиной войны стал Ford G8T, который наши шоферы называли просто «Форд-6». Цифра «6» обозначала число цилиндров двигателя. Грузовик продолжил традиции «полуторки» и уже осенью 1942 года оказался в СССР. Всерьез рассматривался вопрос о постановке его на конвейер в Союзе. Так и произошло. Ford G8T приходил морем в машинокомплектах и собирался в Горьком на протяжении всей войны. 90-сильный двигатель позволял перевозить 2 тонны груза по шоссе и 1,5 тонны — по грунтовкам. Грузовик с удобной закрытой кабиной имел массу технических новшеств: масляный насос, принудительную систему охлаждения с термостатом, тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем, червячный рулевой механизм. Однако полного привода не было, и грузовик служил в основном в тыловых частях. Отсутствие подходящей трансмиссии не позволяло превращать его в артиллерийский тягач. Всего за годы войны в СССР оказалось более 80 тысяч Ford G8T.