Закрытость Европы и США вынуждает искать иные регионы для покупки дорогих иномарок. Появились фирмы, специализирующиеся на доставке подержанных машин из южных стран, первое место среди которых занимают Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия. Ввозят в первую очередь дорогие внедорожники, которые из-за разницы курса валют становятся более выгодны, чем машины из традиционных иностранных рынков. Стоит ли на них тратиться?
Выгодно, но далеко
К Арабским Эмиратам перегонщики присматривались и ранее, однако этот бизнес не был выгоден из-за высокого курса доллара и сравнительно сложной транспортной доступности. Сейчас ситуация изменилась. Созданные санкционные барьеры для свободного потока товаров из Европы заставили искать новых торговых партнеров, а укрепление рубля позволило нивелировать высокую цену на таможенные пошлины, отчего автомобили из богатых регионов аравийского полуострова стали привлекательными для ввоза в Россию. Пригнать автомобиль из ОАЭ, из Саудовской Аравии стало на 20-30% дешевле, чем из Европы. На них тут же образовался спрос.
Самыми популярными оказались дорогие внедорожники японских брендов. К примеру, в России примерно за 3 млн рублей теперь продаются дефицитные Hyundai Creta или KIA Seltos, дооборудованные всевозможными дилерскими опциями. За такую же сумму из арабских стран можно привести внедорожник Mitsubishi Pajero Sport 2021 года выпуска с привычным левым рулем и куда более богатым оснащением. Пикап Mitsubishi L200 при покупке в ОАЭ обойдется в 2,5-3 млн рублей. За популярный седан Toyota Camry просят 4,5 млн рублей.
Гибридный Toyota Highlander стоит около 5,6 млн рублей, Toyota RAV4 после растаможки и оформления документов стоит примерно 3,3 млн рублей, а популярные Toyota Land Cruiser 300 или Land Cruiser Prado предлагаются за 8 и 6 млн рублей соответственно.
На арабских рынках выбор очень велик. Там широко представлены марки Chevrolet, Hyundai, Toyota, Infiniti, Kia, Lexus, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Daihatsu.
После введения запрета на поставки предметов роскоши из Европы, Америки и Японии, а также нашумевшего случая с арестом в Бельгии около 8 тысяч оплаченных новых машин Lexus, Cadillac и Mercedes для России, серые поставщики начали вырабатывать новые пути доставки люксовых машин. Автомобили из ОАЭ и Саудовской Аравии направляются в Иран, оттуда на сухогрузах в Казахстан, а потом на автовозах в Россию.
Схемы еще не отработаны и связаны с рядом рисков, поэтому серые поставщики требуют полную предоплату, как в 90-е годы. Доставка в среднем занимает от трех до шести месяцев.
Недостатки арабских машин
Между тем есть у арабских автомобилей свои особенности, которые могут сказаться на их эксплуатации в России. В первую очередь они сертифицировались для стран с жарким климатом. Машины имеют особые комплектации, где главное место отводится системам охлаждения, а не обогрева. Поэтому у них слабая печка, не способная обогревать большой салон внедорожника при 25-градусных морозах, зато часто стоит два кондиционера с усиленным генератором и приводными механизмами от двигателя. Некоторые машины вообще не имеют печки, зато могут похвастать дополнительными радиаторами и вентиляторами для охлаждения масла и антифриза. С такими комплектациями автомобиль будет испытывать недостаток тепла в условиях российского климата.
Кроме того, машины из экваториальных стран не имеют обогревов сидений, зеркал и прочих привычных нам опций. Они плохо переносят контакт с антигололедными реагентами и не имеют толстого слоя антикора на днище и порогах. Конечно, кузова японских внедорожников оцинкованы, однако влажный российский климат сказывается на состоянии агрегатов моторного отсека, выхлопа и подвески. Поэтому есть вероятность, что многие узлы и агрегаты начнут ржаветь сразу после первой зимы.
В арабских машинах применяются иные трансмиссионные масла, которые обладают меньшей вязкостью. Поэтому зимой возникают риски повышенного износа для автоматической коробки, раздатки и заднего редуктора.
Кроме того, все прибывшие автомобили требуют не только уплаты таможенных пошлин и утильсбора, но и установки системы ЭРА-ГЛОНАСС и последующей сертификации. В аккредитованных лабораториях автомобиль должен пройти испытания с целью изучения безопасности его конструкции. По итогам проверки должно выдаваться Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Возможно, для его получения потребуется адаптация машины к реалиям отечественного климата.