95 лет баварским моторам

Празднование 95-летия было назначено на 19 декабря, а местом проведения стала студия телеканала «Дождь». Для создания необходимой атмосферы на мониторах студии был отражён BMW 328 Hommage – концепт, созданный по мотивам гоночной 328-й, участвовавшей в соревнованиях в 30-х годах прошлого века. Организаторы вечера говорили не о всей истории компании, а о её связях с Россией, которые на удивление оказались очень плотными и замысловатыми. 

   
   
Наталья Синдеева на правах хозяйки приветствует гостей BMW, справа – ведущий вечера Арсен Балаян
.

Роль ведущего на себя взял директор по развитию дилерской сети BMW Group Россия Арсен Балаян, который помимо общения привнёс художественную ноту в празднование. На обозрение гостей были выставлены модели автомобилей в масштабе 1:18 из личной коллекции Арсена, которую он собирает по принципу участия машин в проекте BMW Art Car. В рамках этого проекта самые выдающиеся модели были разукрашены выдающимися художниками, среди которых Дэвид Хокни (David Hockney), Дженни Хольцер (Jenny Holzer), Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein), Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg), Фрэнк Стелла (Frank Stella), и Энди Уорхол (Andy Warhol).

 Гордость коллекции Арсена Балаяна – BMW M1 оформленная Энди Уорхолом.

Ещё одним важным событием мероприяти стала презентации аудиокниги «Баварское сердце, русская душа», созданная ведущими автомобильными журналистами Александром Пикуленко («Эхо Москвы») и Денисом Орловым. Голосами этого спектакля стали известный музыкант Сергей Шнуров (Шнур) и культовый переводчик Дмитрий Пучков (Гоблин). Книга рассказывает не только и не столько об истории баварского производителя, а о связи компании и её продукции с историей нашей страны.

  Сведущими вечера были авторы аудиокниги «Баварское сердце, русская душа» Александр Пикуленко (слева) и Денис Орлов (справа).

В этом ключе был проведён весь вечер. Ведущие делились своими самыми яркими впечатлениями, полученными во время подготовки проекта. Так, при поиски материалов к книге Денис Орлов нашёл в хранилище компании, расположенном в Мюнхене, инструкции к авиационным двигателям BMW IIIa и BMW IV на русском (!) языке. Сами архивариусы не знали, что на их стеллажах есть подобные документы.

Известный коллекционер двухколёсной техники Андрей Мятиев поведал о Петре Можарове, создателе первого советского серийно-выпускавшегося мотоцикла Иж. Можаров был выходцем из помещиков, получившим техническое образование в Германии, и как один из перспективных инженеров-конструкторов он несколько раз посещал заводы BMW. Во время одного из визитов он высказал свое мнение относительно конструкции будущего мотоцикла. Впоследствии в неё были внесены изменения основанные на этих замечаниях, а в 1930 году Можаров в знак благодарности получил от баварцев в дар именной мотоцикл BMW R11, на рулевой колонке которого красовалась дарственная надпись, а на многих деталях – инициалы Можарова.

   
   

 Андрей Мятиев со своей книгой Мотоциклы СССР.

Продолжением мотоциклетной истории стал выставленный в студии BMW R35. Это был очень удачная модель, разработанная до войны, и продолжавшая выпускаться уже под советским надзором, который распространялся на все немецкие производства оказавшиеся на территории ГДР. Всего в период с октября 1945 по конец 1950 года завод в г. Эйзенах изготовил 17300 мотоциклов BMW R35, 8927 автомобилей BMW 321, а также по 16 образцов автомобилей BMW 326 и BMW 327. Можно утверждать, что это был первый случай возникновения совместного предприятия по производству автомобилей BMW, задолго до открытия сборочного производства на калининградском заводе «Автотор». Постановление Совета Народных Комиссаров СССР №175-68с от 25 января 1946 года предусматривало изъятие в пользу СССР германских предприятий и организации на их основе акционерных обществ. Так 15 сентября 1946 года на основе нескольких производств и конструкторских бюро было образовано «Государственное Акционерное Общество «Автовело»» (Awtowelo), а сам завод стал именоваться как «Автомобильный завод Советского акционерного общества машиностроения, бывший БМВ» или как «завод БМВ Эйзенах». На нём и был выпущен представленный BMW R35.

 BMW R35, выпущенный Государственным Акционерным Обществом «Автовело»» (Awtowelo).

Ещё одну крайне интересную историю рассказал руководитель российского подразделения BMW Motorrad Владимир Чайковский. Исторически сложилось, что руководителя нашей страны сопровождает мотоциклетный эскорт. Подошло время для очередного обновления и было решено включить в парк мотоциклы BMW. Только по климатическим особенностям нашей страны мотоциклисты должны были сопровождать кортеж и летом, и зимой. Для движения в холодное время года предусматривалась установка колясок, придававших устойчивость. Коляски на самом заводе уже не делались несколько лет, но производство имело налаженные связи с одном небольшой компанией, специализирующейся как раз на изготовлении колясок к баварским мотоциклам. Компания называлась Troyka – так захотела жена владельца, которая слышала про красивую русскую традицию запрягать трёх лошадей. Цифра также соответствовала целям компании – делать из двухколёсных средств передвижения – трёхколёсные. И именно Troyka получила заказ на изготовление тридцати колясок для мотоциклов BMW. Правда владельцы не очень понимали, почему в них не были установлены сиденья и прочие атрибуты для пассажира…

 Владимир Чайковский рассказывает о происхождении шлема BMW с эмблемой эскорта президента РФ.

Ну и ещё одним сюрпризом вечера стало появление на сцене режиссера Петра Буслова и продюсера Сергея Члиянца, авторов культового фильма «Бумер» (2003). Они рассказали интересные подробности создания картины и детали съемок в фильме BMW 750Li. Оказывается среди поклонников первого «Бумера» было больше женщин чем мужчин, а один человек пересматривал фильм 28 раз. Несмотря на то, что создатели фильма несколько раз упомянули, что BMW Group Россия никак не поддержали съёмки, между ними и руководством возникли достаточно теплые отношения.

 Гости вечера – создатели фильма «Бумер» режиссёр Петр Буслов и продюсер Сергей Члиянц.

И эта дружеская атмосфера царила весь вечер. Несмотря на то что гости собирались к девяти, в полночь расходится не хотелось, подгонял лишь мороз и то, что многим пришлось оставить свои автомобили из-за 10-бальных пробок.

Зарождение марки BMW совпало с революционными переменами в России. Не более чем историческое совпадение, оно стало для баварской марки знаковым. Судьба Bayeriche Motoren-Werke оказалась неразрывно связана с Россией. Приведем некоторые из примеров сотрудничества BMW с российской стороной на протяжении 90 лет.

Март 1924 года. В Москву для переговоров с представителями потенциального заказчика прибывает генеральный директор BMW AG Франц-Йозеф Попп (Franz-Josef Popp).

5 июня 1924 года. Заключен первый контракт на поставку в СССР авиамоторов BMW. Наша страна закупила 50 рядных шестицилиндровых двигателей BMW IIIa.

22 августа 1925 года. С Красной Площади в Москве стартовала мотоциклетная колонна Второго всероссийского испытательного авто- и мотопробега. Пробег проходил по маршруту Москва – Харьков – Москва протяженностью 1456 км. Финишировал пробег 30 сентября. Спортсмен Евгений Махурин на мотоцикле BMW R32 был награжден серебряным кубком пробега.

Февраль 1927 года. В Германию для переговоров с фирмой BMW о строительстве в СССР авиамоторного завода и закупке лицензии на авиадвигатель BMW VI выехала делегация в составе члена Правления «Авиатреста» И.К.Михайлова и представителей автоавиаотдела «Главметалла» Д.Ф.Будняка и Е.А.Чудакова.

14 октября 1927 года. Генеральный директор фирмы BMW Франц-Йозеф Попп и председатель правления «Авиатреста» Михаил Егорович Урываев подписали договор на лицензионное производство авиадвигателей BMW VI в СССР.

1 августа 1928 года. Стартует 1-й Всесоюзный испытательный пробег мотоциклов, организованный обществом «Автодор» с целью изучения конструкции и ходовых испытаний новой техники. 26 августа, пройдя 5176 км по маршруту Москва – Тифлис – Москва, пробег финишировал на Красной Площади. Положительные результаты испытаний мотоциклов BMW обусловили интерес к нему со стороны СССР. Начинаются закупки мотоциклов BMW для советской милиции.

1930 г. Советский инженер Петр Иванович Можаров получает в подарок именной мотоцикл BMW R16 с боковым прицепом в знак признательности за сотрудничество с компанией BMW AG. Инженер неоднократно посещал завод BMW с целью ознакомления с производством мотоциклов.

Весна 1930 года. На предприятии в г. Рыбинск начался серийный выпуск BMW VI, получившего у нас обозначение М-17. 15 августа 1930 года после успешных испытаний М-17 принят на снабжение строевыми частями ВВС РККА. Объемы производства авиамотора М-17 значительно превзошли выпуск BMW VI: всего изготовили 27534 (по другим данным — 27 279) экземпляров этого двигателя в разных модификациях. Мотор М-17 устанавливали на самолеты И-3, ТБ-1 и ТБ-3, Р-5 и Р-6, П-5, ПС-9, ПС-89, МБР-2 и МБР-4, танки БТ-7, Т-28, Т-35 и другие образцы советской техники.

15 августа 1940 года. Приказ Народного комиссариата общего машиностроения №202с поручал начальнику Главмотовелопрома Власову до 20 августа 1940 года организовать Центральное конструкторское бюро по мотоциклостроению (ЦКБМ). Начальником ЦКБМ назначался Николай Петрович Сердюков. Ему предписывалось до 1 октября 1940 года изготовить комплект чертежей нового советского тяжелого мотоцикла, приняв за основу BMW R71.

16 марта 1941 года. Прошла государственная приемка новых мотоциклов ММЗ-М-72, представлявших собой копию BMW R71. Массовое производство мотоциклов будет развернуто на Ирбитском и Киевском мотоциклетных заводах. В рамках братской помощи Китайской Народной Республике была передана технология производства М-72. Мотоцикл Chang Jiang M1M — родственник М-72 и BMW R71, выпускается корпорацией Hongdu Aviation Industry Group Corporation Ltd. до сих пор. Современные мотоциклы ИМЗ и КМЗ продолжают нести черты предвоенных моделей BMW.

13 октября 1945 года. Вышел приказ Главноначальствующего советской военной администрации главнокомандующего группы советских оккупационных войск в Германии маршала Советского Союза Жукова за №93 «О пуске автомобильно-мотоциклетного производства на автомобильном и машинном заводе /бывш. фирмы Б.М.В./ в г. Эйзенах».

24 апреля 1946 года. Первый полет первого советского реактивного истребителя МиГ-9. Самолет оснащен двумя двигателями РД-20 серии А1 с суммарной тягой 1600 кгс, представлявшими собой турбореактивные моторы BMW-109-003a. Эти двигатели, известные также как БМВ-003, создали на BMW-Flugmotorenwerke Brandenburg GmbH под руководством конструктора Германа Эстриха (Hermann Östrich). Образцы моторов были захвачены советскими войсками в цехах завода в округе Басдорф-Цюльдорф (Basdorf-Zühlsdorf) под Берлином.

15 сентября 1946 года. На основе предприятия в г. Эйзенах и ряда других производств и конструкторских бюро было образовано «Государственное Акционерное Общество «Автовело»» (Awtowelo), а сам завод стал именоваться как «Автомобильный завод Советского акционерного общества машиностроения, бывший БМВ» или как «завод БМВ Эйзенах». Таким образом, de facto автомобили и мотоциклы BMW стали советскими.

Февраль 1949 года. На Брюссельском международном автосалоне состоялась премьера новой модели автомобиля BMW 340, разработанной под советским руководством. В октябре 1949 года выпущена первая партия из 50 машин, а уже в 1950 году было изготовлено 3405 таких автомобилей.

Октябрь 1946 года. Конструкторы авиамоторов BMW и другие немецкие технические специалисты вместе с семьями переезжают в г. Куйбышев (сегодня — Самара) в поселок Управленческий, где под советским руководством обеспечивают освоение производства турбореактивных двигателей. Производство первого советского серийного турбореактивного двигателя РД-20 развернулось на Казанском объединенном моторостроительном заводе №16 (сегодня — «Казанское моторостроительное производственное объединение»).

17 ноября 1951 года. Земельный суд г. Дюссельдорф вынес решение о запрещении продаж продукции завода из г. Эйзенах в Западной Европе под маркой BMW. Была зарегистрирована новая торговая марка Eisenacher Motoren Werke и разработана новая символика. Эмблема EMW напоминала торговый знак BMW - круг, разделенный на четыре сектора. Только поля квадрантов были не бело-синие, а красно-белые — по национальным цветам Земли Тюрингия.

1958–1959 годы. В московском институте НАМИ проходят испытания микроавтомобили BMW-Isetta и BMW-600. Конструкция BMW 600 заслуживает высокую оценку советских специалистов. Двухцилиндровый оппозитный двигатель с одного из полученных НАМИ автомобилей BMW-600 в качестве временной меры установили на прототип автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец».

Середина 1960-х. На Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) инженер Игорь Иванович Окунев приступает к проектированию мотора для автомобиля «Москвич-412». За образец инженер принимает мотор M10 автомобиля BMW 1500. При детальном сравнении двух двигателей, BMW M10 и УЗАМ-412, можно убедиться, что Окунев вдохновился прогрессивными решениями баварского мотора — наклоном блока цилиндров вправо, полусферическими камерами сгорания с поперечной продувкой и схемой газораспределительного механизма. В остальном двигатель Окунева представлял собой самостоятельную конструкцию. Конвейерная судьба двух двигателей оказалась поразительно схожей: баварский продержался в производстве двадцать пять лет, российский, чье производство началось в 1967 году, выпускался до начала нулевых…

6–10 декабря 1973 года. В Москве, в залах Строительной выставки на Фрунзенской набережной, д. 30 прошла первая в истории торгово-промышленная выставка BMW в СССР. Открывал экспозицию председатель правления BMW AG доктор Эберхардт фон Кюнхайм (Dr.-Ing. E.h. Eberhard von Kuenheim). Экспонаты выставки — шестицилиндровые автомобили BMW 2500 и BMW 520i (E12) в полицейском исполнении, патрульные мотоциклы с двухцилиндровыми оппозитными моторами BMW R60/6, BMW R75/6 и BMW R90/6 — были закуплены советской стороной. Стороны ведут переговоры о выпуске в СССР 50 000 двигателей BMW для автомобилей «Волга» и строительстве мотоциклетного завода мощностью 100 000 мотоциклов/год.

17 июня 1974 года. В Черемушкинском отделении ГАИ г. Москвы зарегистрирован автомобиль BMW 2500 Владимира Семеновича Высоцкого. Выдан государственный регистрационный номер ММБ 92-99.

22 февраля – 12 марта 1978 года. В Москве проходит торгово-промышленная выставка Земли Бавария. На площади 200 кв. м. компания BMW AG выставляет свои автомобили и мотоциклы.

1983 год. Начинается сотрудничество Госкомспорта СССР и компании BMW AG по доводке саней для бобслея для советской команды. Первые успехи — 9-е место спортсменов Яниса Кипурса и Айвара Шнепста на чемпионате мира в 1981 году, «бронза» Зинтиса Экманиса и Владимира Александрова на Олимпийских играх в Сараево 1984 года, победа в чемпионате Европы 1984 года.

1988 год. Зимняя олимпиада в Калгари. Советский экипаж бобслеистов в составе Яниса Кипурса и Владимира Козлова завоевал золотую медаль, а экипаж-«четверка» (Янис Кипурс, Гунтис Осис, Юрис Тоне и Владимир Козлов) стал бронзовыми призёрами. Советские спортсмены выступали в шлемах, разработанных специалистами BMW AG. Символика баварского завода на шлемах соседствовала с крупными буквами С-С-С-Р, о чем с гордостью сообщал официальный пресс-релиз компании.

1988 год. Германская компания Gewika Industrieanlagen GmbH становится официальным импортером продукции BMW в CCCР. Образован филиал Gewika Autoservice GmbH.

Январь 1993 года. Первым официальным дилером компании BMW становится ЗАО «Артекс». В феврале 1993 года открыт первый автосалон «Артекс» в Москве в д. 1 по улице Зденека Неедлы.

28 июля 1994 года. Первое крупное публичное мероприятие компании BMW на территории России — презентация в московском отеле Olympic Penta BMW 7-й серии (индекс E38).

Январь 1995 года. Вице-председатель правления BMW по маркетингу и продажам доктор Генрих Хайтман (Heinrich Heitman) проводит в Нижнем Новгороде переговоры с генеральным директором Горьковского автозавода Николаем Андреевичем Пугиным о возможности закупки турбодизелей М-51 для автомобилей «Волга», помощи в разработке новейшей модели ГАЗ-3105 и возможности сборки BMW 5-й серии на площадях Горьковского автозавода.

3 октября 2000 года. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открылась выставка «Энди Уорхол. Жизнь и творчество (1928-1987)». 80 произведений представил Музей Энди Уорхола в Питтсбурге. Центральным экспонатом вставки стало… спортивное купе BMW M1, расписанное Уорхолом в 1979 году в рамках проекта Art Cars.

2008 год. Крупнейшим дилером BMW Group на территории России становится ОАО «Автодом» (25% общероссийского рынка BMW). Всего в Москве в это время работало 8 официальных дилеров BMW. К концу 2008 года компания располагала 63 дилерами в 47 городах России. Рост продаж за первое полугодие 2008 года составил, по сравнению с тем же периодом 2007 года, рекордные 33,4%.

Февраль 2004 года. Начинается партнерство российского представительства баварского концерна, компании BMW Russland Trading, и Государственного академического Большого театра. Модель BMW 745 Li получила статус официального автомобиля Большого театра.

2012 год. Экипаж заслуженного мастера спорта Леонида Новицкого, несколько лет выступающего в ралли-рейдах за заводскую команду BMW X-Raid занимает четвертое место в зачете внедорожников на легендарном супермарафоне «Дакар».

2012 год. Компания BMW Group Россия становится официальным партнером года Германии в России.

Август 2012 года. На Московском международном автомобильном салоне ММАС BMW Group Россия представила 9 новых автомобилей: BMW 7 серии (мировая премьера), BMW X1, трехдверный BMW 1 серии, BMW X6 M, BMW M6 купе, BMW M6 кабриолет, BMW 1 серии M Performance M135i, BMW i8 Spyder Concept (европейская премьера), MINI Countryman John Cooper Works с полным приводом ALL4. Интерьер BMW i8 Spyder Concept разработал выпускник московского института МАМИ Михаил Климов, работающий на BMW.