Игра на выбывание: какие марки могут уйти вслед за Opel и Chevrolet?

Оставление российского рынка концерном General Motors (GM) — событие колоссального масштаба; до вчерашнего дня отечественные автомобилисты несли сравнительно лёгкие потери в брендах. Исчезновение марки Dodge в августе 2014 года, кажется, никто толком и не заметил. Первым тревожным звоночком приближающегося кризиса стал уход в ноябре Seat; но это ещё можно было объяснить тем, что испанской марке никогда не везло в России.

   
   

Другое дело — GM: концерн более 20 лет успешно существовал на отечественном рынке. Было создано совместное предприятие с «АвтоВАЗом» — GM-Avtovaz; налажена локальная сборка девяти моделей машин в Калининграде (завод «Автотор») и Санкт-Петербурге (завод «Дженерал Моторс Авто»). Уход такой крупной компании означает не только исчезновение из продажи разнообразного модельного ряда (более 30 машин Opel и Chevrolet — от «компактов» до минивэнов), но и сокращение тысяч рабочих мест по всей стране, а также прекращение заказов на выпуск локализованных комплектующих, размещённых на российских предприятиях. Болезненность такого шага для экономики трудно переоценить: например, накануне стало известно, что проект строительства завода по производству второго поколения Chevrolet Niva свернут.

К сожалению, статистика продаж за февраль 2015 года не оставляет ни малейшего повода для оптимизма: по данным организации «Ассоциация европейского бизнеса» (АЕБ), продажи новых машин сократились сразу на 37,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) до 128 тысяч автомобилей. Причём, по словам председателя АЕБ Йорга Шрайбера, рынок ещё не «лёг на дно»: он прогнозирует, что самые тяжёлыми месяцами в этом году станут апрель и май. В сложившейся ситуации ретирование General Motors может послужить сигналом для более слабых брендов и спровоцировать настоящую цепную реакцию.

 

Кто же уйдёт следующим? Сложно сказать наверняка: большинство компаний лишились внушительных 40–50% продаж, что может послужить весомой причиной (особенно для «чистых» импортёров). Но есть бренды, провалившиеся существенно ниже среднего показателя. На первом месте в группе риска находится Honda — компания потеряла сразу 90% продаж к АППГ (отметим, что GM убирает Opel с рынка с показателем -86%). Могут начать беспокоиться и поклонники французских машин: Citroen и Peugeot утратили 83% и 84% продаж. В крайне тяжёлой ситуации находится такой же крупный игрок, как и GM, лидер по количеству локализованных в России моделей — концерн Ford: -78% к АППГ. Пятую строчку в печальном рейтинге делят Suzuki и Chery с результатом -76%. Угрожающе обстоят дела у корейской марки SsangYong (-72%) и китайского Great Wall (-71%).

Любопытно, что, вопреки январским прогнозам «Ассоциации европейского бизнеса», западные автобренды убирают с российского рынка не премиальные, а, наоборот, бюджетные машины. Так, например, GM оставит в продаже люксовые модели Chevrolet: Tahoe, Camaro и Corvette. Парадокс «кризиса по-русски» в том, что продажи премиальных автомобилей растут, как на дрожжах: BMW в феврале прибавили 6% к АППГ, Lexus — 11%, Mercedes-Benz — 18%, а Porsche так и вовсе подпрыгнули, достигнув рекордных +119%. Так что можно совершенно точно сказать, каких машин россияне не лишатся — дорогих.