Надежды и разочарования: что произойдет с авторынком в 2015 году?

«Рынок падает, цены растут» — эта фраза чаще других звучала в кулуарах ежегодного заседание комитета автопроизводителей АЕБ. Зарубежные производители не питают иллюзий: нынешний год будет очень тяжелым для российского авторынка. Впрочем, они по-прежнему находят его перспективным и надеются, что проблемы третьего по величине рынка в Европе (по итогам 2014 года) носят временный характер. Вопрос только — насколько глубоким и продолжительным будет кризис?

   
   

Декабрьский бум обернется провалом

Особенно тяжелой для автопроизводителей и дилеров станет первая половина нынешнего года. Это связано с декабрьским бумом продаж, когда люди, боясь обесценивания рубля, буквально смели все автомобили из салонов. Расплатой за бум станет неминуемый провал продаж в первом квартале 2015 года. Затем рынок выровняется, но по итогам года сократится на 24% (-600 тысяч автомобилей). Об это журналистам рассказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

«Прошедший год ознаменовался сильным финишем; хотя с кумулятивной потерей объема в 10%, он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на нынешний год еще ниже. Можно четко сказать, что ожидается очень низкий уровень продаж в первой половине 2015 года, и в первую очередь в течение первого квартала — за счет сдвига спроса, который произошел в конце 2014 года. Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 миллионам единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе», — заявил Шрайбер.

Как подчеркнул председатель комитета автопроизводителей, такое сжатие рынка не выглядит драматическим: «Если посмотреть на прогноз в исторической перспективе, можно сказать, что он находится на уровне не лучше 2006 или 2010 годов. 24% — это большой спад, но это не так драматично, как тот спад, который мы видели в 2009 году. Будет сложно, будет плохо, но не так плохо и сложно, как это было в тот год».

Подорожают все марки, но кому-то придется уйти

Впрочем, это достаточно оптимистичный прогноз: «Нам всем хочется верить в лучшее», — отметил Шрайбер. Реальность может оказаться куда жестче, ведь в наступившем году рынку угрожают сразу несколько глобальных факторов. Прежде всего это снижение ключевых экономических индикаторов и инфляция, которая сокращает реальные доходы населения. А обесценивание рубля приводит к росту цен на автомобили, которые будут обновляться каждый месяц, а, может, и каждую неделю — в зависимости от скачков курсов валют (в среднем, машины уже подорожали на 20%).

«Кто мог предположить, что такая солидная валюта как рубль может так сильно упасть? — посетовал председатель комитета автопроизводителей. — Подорожают все марки без исключения. Кто еще не объявил об этом, сделает это в ближайшее время, уверяю вас».

Кроме того, Йорг Шрайбер отметил влияние на рынок внешнеполитических событий, а также «ситуации с Крымом», которая привела к обмену санкциями между Россией и Западом. Наконец, еще больше отечественный авторынок затормозят растущие ставки по кредитам (банки значительно снизили объемы выдачи автокредитов и ужесточили требования к заемщикам). В сложившейся непростой ситуации, считает Шрайбер, автобрендам придется пересмотреть свою модельную линейку, сделав акцент на бюджетные автомобили и временно убрав с рынка «топовые» дорогие модели. То же самое касается новинок: вывод на российский рынок новых моделей может быть заморожен.

   
   

Председатель комитета автопроизводителей АЕБ не исключил, что некоторым брендам придется вовсе уйти из России, но отказался называть их. Напомним, что в августе прошлого года отечественный рынок покинул американский бренд Dodge, начавший продажи 9 лет назад. А в ноябре за ним последовала испанская марка Seat. Можно предположить, что «под угрозой исчезновения» находятся другие слабые в России бренды — Alfa Romeo, Fiat, Chrysler и большинство китайских марок.

Достанется в нынешнем году и дилерам: малое количество клиентов, по мнению Шрайбера, обострит конкуренцию между торговыми автоцентрами. Как показал предыдущий кризис, это в большей степени отразиться на столичном регионе, где дилеров много — и они начнут теснить друг друга скидками и спецпредложениями. Возможно, многим компаниям придется уйти с рынка; точно можно сказать одно — роста дилерской сети в 2015 году не предвидится.

Хорошей новостью стало то, что зарубежные автопроизводители не планируют закрывать сборочные производства на территории России (несмотря на начавшееся сокращение персонала). Как объяснил Йорг Шрайбер, это связано как с тем, что из многомиллионных контрактов при всем желании не так-то просто выйти, так и с тем, что западные компании все же рассчитывают на стабилизацию экономической ситуации в стране.