Санкции о двух концах: кто пострадает от запрета иномарок?

   
   

Заветная мечта большинства налогоплательщиков может наконец воплотиться в жизнь: чиновников вынудят отказаться от автомобилей европейских, американских и японских брендов. Причём отказаться безоговорочно: собраны они на территории Таможенного союза или нет — не будет играть никакой роли. Такой радикальный законопроект готовится в Комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству в ответ на заявление премьера Дмитрия Медведева о том, что Россия может расширить ответные санкции, включив в них зарубежный автопром.

По словам автора законопроекта, зампреда Комитета по госстроительству Вадима Соловьёва (КПРФ), суть инициативы в том, чтобы запретить госзакупки автомобилей тех стран, которые ввели санкции против России. Депутат убеждён, что это является адекватной ответной мерой, которая к тому же позволит поддержать отечественных производителей: «Запретив госзакупки автомобилей марок тех стран, которые ввели в отношении нас санкции, мы сможем поддержать собственный автопром и стать независимыми», — заявил Соловьёв «Известиям» 

Если законопроект будет принят, под удар попадут мировые флагманы автомобильной отрасли: немецкие, французские, английские, японские и американские марки. Отметим, что многие из них локализовали производство автомобилей в России. Например, Toyota Camry, являющаяся бестселлером среди госслужащих всех рангов и ведомств, собирается на заводе в Санкт-Петербурге. Ford Focus — рабочая лошадка полиции — производится в городе Всеволожск. Дорогие автомобили, которыми пользуются высокопоставленные госслужащие, изготавливаются в Калуге (Volkswagen) и Калининграде (BMW, Cadillac). 

Toyota Camry. Фото: Newspress.co.uk

Это обстоятельство вынуждает экспертов отнестись к предложению депутата с большой осторожностью. Так, например, зампред того же думского комитета Вячеслав Лысаков считает, что его коллега погорячился: «Думаю, коллега немного спешит, на данный момент нет острой необходимости в таких жёстких мерах. Во-первых, в середине июля Дмитрий Медведев уже подписал запрет на закупку иностранной техники за государственный счёт. Речь идёт о брендах, которые не производятся на территории России. Что касается локализованных марок, то удар по ним может больно отразиться на нас самих. Госзакупки автомобилей — это серьёзные объёмы, чиновников у нас много. Это поддерживает отечественный авторынок, который, кстати, сейчас переживает не лучшие времена», — заявил парламентарий АиФ.ru.

В самом деле, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российский рынок новых автомобилей продолжает затяжное падение: в июле продажи снизились сразу на 22,4 %. Причём, что симптоматично, впервые кризис затронул дорогие марки: BMW потерял 38 % продаж, Audi — 12 %, Cadillac — 29 %. И совершенно непонятно, как скажется на будущем российского авторынка дополнительная потеря огромной ниши служебных автомобилей — около 10 % от всего объёма рынка.

Cadillac ATS Coup. Фото: headlineauto.co.uk/

«Это не предложение, а просто диверсия, — возмущён координатор «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов, — в этой отрасли заняты десятки тысяч человек. Для них такая инициатива закончится улицей. Государство 15 лет создавало условия для привлечения западных компаний. Ведь для нас это не только рабочие места и налоги, но и получение передовых технологий. Скажем, производство «Форда» локализовано на целых 60 %. Стремиться перечеркнуть всю эту многолетнюю работу — значит быть настоящим вредителем». 

   
   

Кроме того, продолжил эксперт, не совсем понятно — какие бренды считать «крамольными», а какие нет. «В современном мире всё очень запутано. Скажем, контроль над «АвтоВАЗом» принадлежит концерну Renault-Nissan. Значит, отечественная Lada также попадает под планируемые санкции, но это же абсурд», — отметил координатор «Синих ведёрок».

А вот председатель «Движения автомобилистов» Виктор Похмелкин, напротив, поддерживает предложение Вадима Соловьёва: «Если иностранные автопроизводители в России настолько зависят от госзаказов чиновников, то мы слишком далеко зашли. Это неправильно, является симптомом какой-то глубокой экономической и общественной болезни. Как бы там ни было, считаю, что престиж страны важнее: представители страны должны перемещаться только на отечественных машинах. Не говоря уже о том, что количество служебных автомобилей вообще должно быть сокращено до минимума».

На чём же поедут госслужащие, если предложение Соловьёва будет принято? Выбор не так велик, но он всё равно сохранится: помимо отечественных марок, на российском рынке присутствуют китайские бренды Great Wall и Cherry, а также корейские SsanYong, Hyundai и KIA. Причём последние две фирмы могут удовлетворить государственную потребность даже в автомобилях высшего класса. Так, в линейке Hyundai присутствуют модели бизнес-класса Genesis и представительского класса EQUUS — однако они пока не производятся в России, а значит, не могут быть закуплены госструктурами. А вот KIA наладила выпуск автомобиля представительского класса Quoris в Калининграде ещё в прошлом году. 

«Компания KIA Motors Rus внимательно следит за ситуацией на автомобильном рынке России. Мы всегда приветствуем развитие отношений с корпоративными клиентами, в том числе и государственными, и не исключаем расширения нашего сотрудничества в случае появления дополнительного спроса на нашу модель представительского сегмента и будем рады, если российские госслужащие выберут автомобили нашей марки», — заявил АиФ.ru управляющий директор KIA Motors Rus Артём Гусаров.