Какого бы размера ни был ваш внедорожник, отправляясь в путешествие, даже небольшое, вы всегда испытываете проблемы с размещением багажа. А хранить пачкающиеся или пахнущие предметы в салоне не очень хочется. Устройства хранения и перевозки — это, конечно, не средства первой необходимости, но пользу они приносят ощутимую. Есть множество способов организации багажа, мы рассмотрим самые популярные и полезные. И начать стоит с простых, не радикальных решений.
Экспедиционный багажник
Первое, о чём задумывается человек, у которого не всё влезло в грузовой отсек — это, безусловно, багажник на крышу. Собственно, решение правильное и не подлежит сомнению. Но в путешествии привычные всем недорогие «рейлинги» и «поперечины» вряд ли справятся с задачей. Нужно что-то посолиднее, ведь у внедорожника достаточно вещей, которым лучше быть вне кузова. Например, вторая запаска, канистры или бензопила (пусть она своим бензином на улице пахнет) и всяческий шанцевый инструмент с реечным домкратом в комплекте.
О ещё одном применении экспедиционного багажника говорит независимый автоэксперт Дмитрий Ляховенко: «Есть ли жизнь на багажнике? Конечно же, есть! Ведь одна из ключевых особенностей экспедиционного багажника — его прочность — позволяет нам закрепить на нём быстро разворачиваемую палатку! Разве есть на свете что-то более мучительное, чем забивание колышков и натягивание верёвочек лишь для того, чтобы спать в компании ползучей живности, которая так и норовит пробраться к вам по ночам? Палатку на багажнике я разворачиваю меньше, чем за 3 минуты, избавляя себя от необходимости изучать ареалы обитания ядовитых змей и каких-нибудь не самых приятных в общении скорпионов в предполагаемой зоне остановки. Открыл "молнию", скинул чехол, потянул за лестницу и готово. Можно забираться и устраиваться на ночлег. Безопасный ночлег. Комфортный ночлег. Задумайтесь о такой палатке — очень полезная штука. Тем более, что монтаж-демонтаж самого "жилища" к багажнику также занимает не больше пятнадцати минут».
Бампер с дополнительными креплениями
Этот вариант размещения грузов требует больше усилий при установке оборудования, но даёт очень заметный эффект. Задние внедорожные бамперы — это сложные системы подвесов, а не просто стальные бруски для защиты автомобиля. Одно из самых широких применений — перенести запасное колесо из под днища, где его разместили производители автомобиля, в удобное место (не надо ложиться на грязный асфальт, чтобы достать запаску). Такие системы позволяют убрать из салона канистры, закрепить HiJack, даже тиски на бампер прикручивают для полевого ремонта. А куда ещё, скажите, закрепить лодочный мотор для едущей «в сдутом состоянии» резиновой лодки? Есть и такие крепления! Всё это разместить поможет правильный задний бампер.
Мобильный комод
Организация пространства — ключ к вместимости. Наваленные в кучу вещи, лопаты, ремкомплекты, тросы и прочая утварь могут существенно снизить полезный объём. Главная формула звучит так: порядок прямо пропорционален вместимости багажного отделения.
Чтобы порядка было больше, работает целая индустрия, предлагающая системы организации пространства. Например, это могут быть встраиваемые в багажный отсек выдвижные ящики. Их производят для большинства внедорожников, но на российском рынке они почему-то не распространены: пара предложений от серьёзных брендов, и всё. Такие ящики позволяют превратить багажник в некое подобие комода с возможностью создания «многоэтажной» системы — хоть до потолка. Эти «комоды» (по-английски эти системы ящиков называются drawers) обычно предполагают не только разделение пространства, но и установку автомобильных холодильников на выдвижных салазках, крепежа для инструмента и много чего ещё интересного. В общем, для опытного путешественника — скорее необходимость, чем просто удачное решение.
А если попроще?
Если не хочется из багажника делать «комод» , то можно использовать похожую систему, состоящую из отдельных секций — так называемых «спейс-кейсов». По сути это обычные пластиковые ящики с противоударными стенками, но с возможностью подбора размеров под конкретные цели. Можно собрать комплект из нескольких подходящих «спейс-кейсов». Будет не так удобно, как в случае с «комодом», поскольку ящики не имеют жёсткой фиксации, но зато после поездки их можно извлечь и хранить отдельно. Например, спейс-кейс с кухонной утварью можно принести прямо к столу. А уж возможность использовать кейс в роли рундука (то есть банально сидеть на нём) и так ясна и логична. В общем, такой вариант не просто имеет право на жизнь, но и пользуется популярностью.
Холодильники бывают разные
Коли уж мы коснулись темы автомобильных холодильников, стоит заострить внимание и на них. Ведь это тоже средство хранения багажа, хоть и съедобного.
Бывает два типа холодильных ёмкостей. Недорогие — так называемые «кулеры» — и полноценные компрессорные холодильники. Разница между ними столь велика, что ошибка в выборе может стоить вам питания консервами до конца путешествия. Ведь в «кулерах» охлаждение происходит по упрощённой схеме и падение температуры относительно окружающей среды редко превышает 10 градусов. Это значит, что в 30-градусную жару в «кулере» будет +20 °С. Прощай, рыба, здравствуй, тушёнка!..
Правильный же холодильник для путешествий работает по тому же принципу, что и домашний. Но он должен обладать вибро- и ударостойкостью, способностью переносить все тяготы плохих дорог. Стоимость такого агрегата довольно высока, но это единственно возможный вариант. Потому что даже качественный (но обычный) компрессорный автомобильный холодильник, будучи предназначенным ездить в легковушке по асфальту, попадая на бездорожье, моментально выходит из строя от «прыжков по багажнику».
Гибкие ёмкости
В багажнике всегда есть место, даже если он забит доверху. Какие-то щели между вещами и ящиками, пустоты между канистрами и обшивкой и прочие «провалы в реальности», которые и хотелось бы заполнить, да нечем. С другой стороны, часть поклажи — это всегда вода. И перевозится она в самых неудобных с точки зрения размещения ёмкостях — канистрах или бутылях. Сколько объёма съедают пять 10-литровых бутылей? Правильно — много. У каких-нибудь Jeep Wrangler или Нивы и вообще весь багажник занять норовят.
Для решения вопроса с хранением жидкостей присмотритесь к системам под общим названием Flexi Tank — гибким ёмкостям, изготовленным из мягкого, но прочного полиэтилена. Их можно расположить, например, вдоль борта или вовсе под обшивкой, а вместимость их может доходить до 50 литров. Получается, что бак как бы сам заполняет пространство — можете придвигать к нему вещи вплотную, и он будет принимать форму образовавшегося свободного места, словно «обтекая» ваш багаж. Экономия места налицо, не правда ли?