На самом деле нововведений несколько. Самые существенные – прямое урегулирование убытков и возможность оформлять мелкие ДТП без участия сотрудников автоинспекции.
Прямое урегулирование означает, что за компенсацией невиновный в аварии водитель будет обращаться в свою страховую компанию, в ту, где он приобретал полис обязательного страхования автогражданки. Потом компания уже самостоятельно взыщит эти деньги со своих коллег по цеху – страховой компании виновника ДТП. Предполагается, что такой подход вынудит страховые компании аккуратнее работать с автовладельцами. Ведь по старой схеме человек, обращающийся за выплатой не был клиентом страховой, куда приходил. Относились к нему соответственно. А оформление мелких аварий без вызова инспектора позволит ускорить процесс и уменьшить заторы на дорогах.
В жизни, разумеется, все не так гладко как на бумаге. Есть ряд подводных камней, о которых обязательно нужно помнить тем, кто хочет приобщиться к европейским ценностям.
Первый скользкий момент – организационный. Новая система работает если в аварии участвовало не более двух авто. И пострадало только «железо». И сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб. И у автолюбителей нет разногласий в том как произошла авария и кто виноват. Только если все эти «и» выполняются, водители могут заполнить документы для страховой компании. Важно, что бы в заполненных бумагах все было идентично. Любая нестыковка даст страховщикам повод отказать в выплате.
Любопытно, что в России нет единой методики расчета стоимости повреждений. Сумма, которая фигурирует в акте, это заключение эксперта. То есть его субъективное мнение. Естественно, что субъективизм дает широкое поле для разнообразия оценок. Как будут между собой договариваться эксперты разных страховщиков непонятно. Непонятно так же и то, как будут трактоваться суммы ущерба близкие к пороговым 25000 руб. Ведь эксперту достаточно решить, что стоимость ремонта будет, скажем, 25500 и… В выплате вам откажут. А для обращения в страховую компанию виновника, те действую по старой схеме, вам нужно будет предъявить справку об аварии. А ее… Правильно. Нет. Ведь ГИБДД не вызывали. По этой же причине непонятно как взыскать сумму ущерба непосредственно с виновника аварии. Ведь, справки, опять же, нет «извещение об ДТП», которое вы заполняли вместе с ним для суда не документ.
В отсутствии внятного механизма реализации этих новшеств боятся пострадать и страховые компании. Даже в Европе был отмечен рост числа мошенничеств в этой сфере после утверждения подобной схемы. Есть шанс, что страховые компании буду требовать осмотра машины виновника ДТП. Это может стать заметной проблемой. Ведь человек может успеть отремонтировать свой авто до осмотра, его действия никак не регламентируются новым порядком. Да и как уговорить человека приехать в рабочее время на другой конец города, еще тот вопрос.
Важно понимать, что все изменения коснулись только обязательной автогражданки. Если у одного из автомобилистов есть полис КАСКО, ожидания ГИБДД не избежать. Некоторые страховые допускают оформление выплат без справки из инспекции, но там тоже не все так гладко: может быть ограничение на максимальную сумму или на число поврежденных деталей (как правило одна). Тут важно досконально изучить правила, которые выдали вам при заключении договора.
С учетом всех сложностей и неотработанных моментов, пока имеет смысл действовать по классической, проверенной схеме. При аварии вызвать сотрудников ГИБДД и оформить все необходимые бумаги. В любом случае воспользоваться новшествами смогут только те, кто заключил договор ОСАГО 1 марта.
Смотрите также:
- По оценкам экспертов, две трети автомобильных прав в РФ – куплены →
- В нынешнем виде ОСАГО просуществует максимум год — эксперты →
- ОСАГО по-новому. В чем суть перемен? →