Машинная возня Михаила Прохорова

   
   

В их числе оказался и проект по созданию малобюджетного городского автомобиля. Причем созданию с нуля, на основе новых технологий. Также Михаил Прохоров хочет стать инвестором нового российского автосборочного проекта в Петербурге, на котором и будет разрабатываться новый автомобиль.

«Онэксим» Прохорова действительно хочет разработать автомобиль с нуля, подтвердил «Ведомостям» источник, знакомый с планами Прохорова. «Основной принцип – разработать универсальную платформу и подобрать такую компонентную базу, чтобы, как из конструктора, можно было собирать и спортивный автомобиль, и мини-вэн, и седан», – говорит он.

Федеральный чиновник правительства, знакомый с планами Прохорова, в свою очередь рассказал, что за основу предлагается взять пятидверный гибрид с кузовом универсал, разработанный совместно с «Яровит-моторс». Целевая цена этой машины – 8900 евро. Изначально «Яровит» занимался этим проектом самостоятельно. Компания пыталась привлечь финансирование государства, предлагая использовать машину во время Олимпиады в Сочи. Автомобиль неплохой, но не ясно, каковы могут быть объемы его производства, а также какую нишу рынка он займет. Поэтому решение о его поддержке не было принято, говорит чиновник. После этого «Яровит» начал работать с Прохоровым, полагает он.

Прохоров же раньше никогда не интересовался автопромом. Его группа «Онэксим» – один из крупнейших в России частных инвестиционных фондов, фокусирующийся на инвестициях в горнорудную промышленность, недвижимость, инновационные проекты в сфере энергетики и нанотехнологий. Глава холдинга Михаил Прохоров является крупным акционером в компаниях «Полюс Золото» и ОК «Русал».

Также Прохоров активно интересуется различными инновационными проектами, входит в президентскую комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики России, а также в наблюдательный совет госкорпорации «Роснано».

Намерение выпускать гибридные или электромобили – общемировая тенденция, и абсолютно все крупнейшие автоконцерны (General Motors, Volkswagen, альянс Renault-Nissan, Mitsubishi, Toyota и ряд китайских автопроизводителей) уже заявили, что начнут их выпуск в 2011-2013 годах, но ни один из российских автопроизводителей подобных планов не анонсировал, считает «Коммерсантъ».

   
   

Самая большая проблема, с которой столкнутся господин Прохоров и его партнеры, – это отсутствие качественных компонентов для производства новой машины, говорит аналитик Кирилл Таченников из ИК «Открытие». И потом добавляет: «Заявленная цена на машину – 8,8 тысяч евро – велика, ведь иностранные автоконцерны уже обещают выпуск подобных машин по цене в пределах 10 тысяч долларов».

По данным Forbes, это уже третья за время президенства и премьерства Владимира Путина заявка на создание небольшого малобюджетного автомобиля компаниями, не имеющими отношения к автопроизводству.

В 2005 году был начат проект крупносерийного производства мини-автомобиля в Краснодарском крае. Была создана компания «Кавказ-М», которая объявила о начале строительства под Краснодаром автосборочного производства. Партнером выступала американская компания Venture Industry, которая декларировала себя как крупного разработчика стиля и концепции новых автомобилей и строителя прототипов.

Председатель правления компании «Кавказ-М» Владимир Токарев заявлял тогда, что за основу будет взята модель «Мишка» с пластмассовым кузовом, которая в качестве опытного образца была создана за несколько лет до этого. В связи с сотрудничеством с американцами модель переименовали в Michael. Машина должна была продаваться по цене от $3500, инвестиции в проект должны были составить около $400 млн, предполагалось, что они окупятся за четыре года. Для этого надо было бы продавать не меньше 200 000 «майклов» в год.

Эксперты не склонны были рассматривать проект всерьез, однако уже в 2006 году «Кавказ-М» получил для строительства завода участок в  Республике Адыгея. «Наш проект фактически станет градообразующим для Краснодара и одним из важнейших для всего Юга России. Именно поэтому он развивается при содействии аппарата полпреда президента в ЮФО», — говорил Владимир Токарев.

По его словам, у проекта был частный инвестор. Кроме того, предполагалось, что четверть машин будут «социальными», то есть по крайней мере часть затрат на них должно было субсидировать государство. В 2007 году должна была появиться пробная партия «мишек», однако завод так и не был построен.

Инициатором второго похожего проекта стал бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. За основу собирались взять «Оку», но потом остановились все на том же «Мишке». Карпов создал компанию «Тула-Мишка-Москва», в которой возглавил совет директоров. Он говорил тогда корреспонденту Forbes, что владеет 55% компании, но не раскрыл других инвесторов. Речь шла о производстве автомобиля, который можно было бы продавать примерно за $4000. Как предполагал Карпов, автомобиль должен был стать социальным, то есть, как и в предыдущем проекте, предполагалось, что по крайней мере часть денег предоставит государство.

Предприятие получило в аренду часть территории Тульского комбайнового завода. Сборочная линия так и не была построена. В отношении комбайнового завода недавно была инициирована процедура банкротства.

* * *

Что ж, интересно чем это закончиться, недаром же идёт молва, что третья попытка – решающая. И сможет ли российский автопром создать конкурентоспособный автомобиль – большой вопрос.

Смотрите также: