Инспекторам ГИБДД запретили брать. Под козырек

Измениться ли что-то с вступлением в силу нового порядка? До сегодняшнего дня «Наставления» оставляли инспекторам определенную свободу. Регламент ее существенно урезает. Речь не о том, что полномочий у сотрудника ДПС станет меньше. Вовсе нет! Просто то, как он должен действовать будет, регламентировано практически пошагово.

   
   

 

 

Отличия между «старым» и «новым порядком во многом косметические. Например, сейчас основными задачами ДПС являются:

- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

С первых дней осени то же самое будет сформулировано как: «надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств».

Вежливость и тактичность инспектора ГИБДД декларируется как «Наставлениях», так и в новом регламенте. При обращении к участнику дорожного движения постовой должен назвать себя, сообщить должность, звание и сообщить причину и цель обращения. Отдавать честь водителю сотрудник теперь не обязан. По требованию участника движения – не важно автомобилиста или пешехода – сотрудник дорожно-патрульнуй службы обязан предъявить свое удостоверение, не выпуская его из рук. Даже сторона, с которой инспектор должен подойти к автомобилю теперь «узаконена»: подходить к машине следует со стороны места водителя. Исключение сделано для случаев, когда такой «подход» угрожает жизни или здоровью сотрудника ДПС. А вот честь инспектор теперь отдавать не обязан.

Выходить из машины или нет? Раньше допускалась двоякая трактовка этой ситуации. Регламент же четко прописывает случаи, когда водитель обязан это сделать: выходить из авто, садиться в патрульную машину или заходить в здание стационарного поста нужно только если это необходимо для совершения процессуальных действий – проведения проверки на состояние опьянения, оформления документов.

Существенный момент нового документ – он, по сути, дает официальное «добро» на использование аудио- и видеозаписывающей аппаратуры при разговоре с инспектором. Он «не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством».

Извечный вопрос - может или нет инспектор остановить машину, где и почему – существенных изменений не претерпел. В соответствии с Регламентом основаниями к остановке автомобиля являются:

   
   

- установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

 - наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

 - наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

 - необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

 - необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

 - выполнение распорядительно-регулировочных действий;

 - необходимость использования транспортного средства;

 - необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

 - проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

 - проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Фраза об «использовании технических средств контроля» лишь приводит порядок общения инспекторов и водителей в соответствие с сегодняшними реалиями, а пункт о «передаче транспортного средства»… Он был и в старом документе. Случаев, когда он может быть применен не так много. «Сотрудники милиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства»

Любопытно, что «засады» остаются» в законе. Документ допускает контроль за дорожным движением «как открытой, так и в скрытой форме» Более того, он разрешает использовать для скрытой формы контроля «естественные и искусственные укрытия» Однако при проведении скрытой формы патрулирования (например на автомобиле без специальных опознавательных знаков) остановить нарушителя можно будет только с использованием машин, несущих на бортах специальные цветографические схемы.

Регламент четко разделяет два понятия, которые вызывали трения между автолюбителями и инспекторами. Речь идет о досмотре автомашины и вещей. Или их осмотре. Так осмотром теперь считается внешнее обследование машины и багажа (груза) с участием водителя или граждан, сопровождающих груз.При этом никаких документов не составляется. Если же водитель отказался «просто показать», тогда ему грозит досмотр. Эта операция выполняется строго «под протокол» в присутствии двух понятых. При этом проводится обследование транспортного средства без нарушения его конструктивной целостности.

Как проверять на состояние алкогольного опьянения теперь так же четко расписано. Провести проверку инспектор может только тогда, когда у водителя присутствуют один или несколько следующих признаков «запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке». В этом случае сотрудник должен провести проверку концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе. Строго в присутствии двух понятых и только прибором, который распечатывает результат на бумажном носителе. Если такого прибора у инспектора нет, он должен доставить автомобилиста в ближайшее отделение, где такой прибор имеется. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения теперь вынесено в отдельную категорию – это мероприятие более «высокой инстанции». Направить автомобилиста именно на медицинское освидетельствоание можно если:

 - водитель отказался от проведения замера на месте

 - результат первого измерения отрицательный, но инспектор имеет достаточные основания полагать, что водитель нетрезв.

 - если водитель не согласен с результатом первого замера.

 - если человек подозревается в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта (в соответствии с 9 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»)

Причем данные действия сотрудник автоинспекции должен выполнить даже в том случае, когда за рулем машины находится человек с «высоким иммунитетом». Если есть основания полагать, что он нетрезв, тогда инспектор отстраняет его от управления и проводит штатную процедуру освидетельствования.

В регламенте не отражены сроки, которые отводятся на ту или иную операцию. Однако, документ настаивает, что бы они были «минимальными», а действия сотрудников, затягивающих делопроизводство, могут быть обжалованы.

 

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения

Приложение N 1 к Административному регламенту: Справочная информация

Приложение № 2 к Административному регламенту: Жесты, применяемые сотрудниками при регулировании дорожного движения

Приложение № 3 к Административному регламенту: Справка об использовании автомобиля сотрудником милиции

Приложение № 4 к Административному регламенту: Постановление-квитанция