АВТОВАЗ, его менеджмент и продукцию сейчас не критикует разве что ленивый. Даже министр промышленности Христенко, читая лекцию в вузе, отпустил шутку: «Классику» россияне покупают из-за привычки что-то делать своими руками». Немало экспертов-доброхотом предлагают заводу самому, без помощи государства выкарабкиваться из кризиса….
Но с таким мнением согласны не все: 30 марта совещании по автопрому в Тольятти премьер-министр РФ сообщил, что отечественному производителю – в частности тольяттинцам - решено помогать. Реальной подмоги волжские автомобилестроители дождались лишь в июне. И то после того, как Владимир Путин задал неудобный вопрос министрам Христенко и Кудрину: «Где деньги?». Время играло против завода: из-за падения сбыта предприятие не может вовремя рассчитаться споставщиками. Металлурги, шинники тоже несут убытки и предъявляют тольяттинцам требования о срочном погашении задолженностей. Только в Самарской области у 104 тысяч автовазовцев - 300 предприятий-поставщиков и партнеров. Предприятие, по сути, кормит весь Тольятти, а опосредованно на компанию, формирующую 20% регионального бюджета и более 1% - федерального, работает около 2 млн. человек.
Чтобы запустить производство Lada Kalina и Priora, были построены новые цеха по сварке кузовов и навесных узлов, покраске кузовов,термообработке деталей, сборке автомобиля. Это целый завод, производительностью 220 тыс. машин в год, где работают 11,5 тыс. человек. И эту инвестицию надо отрабатывать.
Вот почему автогигант нельзя рассматривать, как частный бизнес - слишком велика его социально-экономическая функция. Во всем мире в главных акционерах таких предприятий - государство. Ответственность за благополучие сотен тысяч людей, ответственность за жизнь целого региона - это дело не нескольких топ-менеджеров, а руководства страны.
В прежние годы АВТОВАЗу часто помогали - на словах. В 90-е и начале 2000-х годов завод выживал самостоятельно, как умел, а прежние главы Правительства Череномырдин и Касьянов лишь делали выигрышные политические заявления. На заводе привыкли, что далеко не всем словам можно верить. Но сегодня автогиганту действительно нужна помощь: и таможенным регулированием, и средствами поддержки потребительского спроса, и кредитами, и налоговыми льготами. А с работой они справятся сами.
Смотрите также:
- Депутаты-коммунисты недовольны серией номеров своих служебных автомобилей →
- Шувалов: На «АвтоВАЗе» никого не уволят без федерального центра →
- Транспортный налог на подержанные иномарки повышаться не будет →