«Серебряные стрелы»: рождение легенды

   
   

75 лет назад была открыта одна из самых захватывающих страниц в истории автоспорта: 27 мая 1934 года на гоночной трассе Авус в Берлине впервые стартовали немецкие «Серебряные стрелы». И хотя ни Auto Union, ни Mercedes-Benz не смогли стать первыми в этот день, обе марки господствовали на международных гоночных трассах вплоть до начала второй Мировой войны в 1939 году. Это и сегодня кажется невероятным: гоночные автомобили Auto Union в 1936 году на прямых участках трассы Авус могли ускоряться до 380 км/ч. Так родилась легенда.

Пилотируемые Хансом Штуком (Hans Stuck), Августом Момбергером (August Momberger) и Германом Принцем Ляйненгенским (Hermann Prinz zu Leiningen), гоночные автомобили с четырьмя кольцами на эмблеме впервые вышли на старт автогонок в Берлине 27 мая 1934 года. Серебряная лакировка кузова и, прежде всего, среднемоторная компоновка, обращали на себя особое внимание.

В 1934 году вступила в силу новая гоночная формула, согласно которой чистый вес автомобиля не мог превышать 750 кг. Рабочий объем двигателя не лимитировался, топливо также можно было выбирать самостоятельно.

Крестным отцом гоночных автомобилей Auto Union был Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche). Он разрабатывал их для нового автомобильного концерна, образованного в 1932 году на основе марок Audi, DKW, Horch и Wanderer – Auto Union. Под его контролем с марта 1933 года автомобили собирались и тестировались в гоночном подразделении, включенном в состав завода Horch в Цвикау. В числе необходимых условий были следующие: мощность болида не менее 250 л.с. при 4500 об/мин. Закладываемый инженерами технологический потенциал модели был полностью раскрыт в марте 1934 года на трассе Авус, когда пилот Ханс Штук установил мировой рекорд скорости.

На автогонках Авус болиды Auto Union сражались самым достойным образом. Ханс Штук уже на тренировке проехал отрезок кольца со скоростью 245 км/ч и показал, кто здесь самый быстрый. Несмотря на проливной дождь болид Auto Union установил лучшее время дня (пилот Момбергер развил среднюю скорость в 225,8 км/ч). В ходе гонки почти до десятого круга преимущество Штука перед ближайшими конкурентами достигало целой минуты, но окончательной победе пилота помешали технические проблемы. В результате два первых места заняли пилоты из Alfa Romeo, третьим же финишировал партнер Штука по команде Момбергер.

К сезону 1937 года «Серебряные стрелы» прошли три этапа улучшений:

   
   
  • 1934 год: Type A: 295 л.с.
  • 1935 год: Type B: 375 л.с.
  • 1936/37 годы: Type C: 520 л.с.

При этом основная концепция конструкции осталась без изменений: 16-цилиндровый V-образный двигатель, расположенный в центре кузова, сразу за водителем, предопределил компоновку двигателя в современных гоночных автомобилях. Силовой агрегат объемом 6 л. был настолько эластичным (максимальный крутящий момент – 87 кгс/м при 2500 об/ мин), что ему было достаточно четырехступенчатой коробки передач. Один единственный распределительный вал управлял 32 клапанами, и поначалу выполненный как одна деталь коленчатый вал уступил место валу из отдельных сегментов, соединенных друг с другом (разработка специалистов Hirth).

«Серебряными стрелами» управляли самые знаменитые пилоты того времени, в числе которых Бернд Роземайер (Bernd Rosemeyer), Ханс Штук (Hans Stuck), Херманн Пауль Мюллер (Hermann Paul Müller), Эрнст фон Делиус (Ernst von Delius), Рудольф Хассе (Rudolf Hasse), Акилле Варци (Achille Varzi).

В 1938 году контракт Auto Union с Порше был расторгнут и за разработку нового дизайна автомобиля гоночных моделей стал отвечать главный инженер Роберт фон Эберан-Эберхорст (Robert von Eberan-Eberhorst).

Финансовые затраты на автогонки Grand Prix можно сосчитать с точностью до пфеннинга: с первого и до последнего года участия в автогонках они возросли с 1,3  до 2,5 миллионов рейхсмарок в год. Готовый гоночный автомобиль стоил в 1935 году около 50 000 рейхсмарок, а четыре года спустя − около 70 000 рейхсмарок. Персонал основанного в 1933 году гоночного подразделения насчитывал 60 сотрудников, включая механиков. При этом речь шла об профессионалах высшего уровня, преимущественно состоящей из сотрудников завода Horch в Цвикау, где располагалось данное подразделение.

С 1334 по 1939 годы в участие в гонках Grand Prix компания Auto Union инвестировала порядка 13,2 миллионов рейхсмарок. Около 2,7 миллиона рейсхмарок было выделено немецким правительством, что составило около 20% ежегодных трат автопроивзодителя. В этот период автомобили Auto Union приняли участие в 61 кольцевой автогонке, 30 из которых были самого высокого мирового уровня. Победы были одержаны в 24 автогонках, второй результат был показан в 23, в 17 команда заняла третье место.

Благодаря грандиозным спортивным успехам компания Auto Union убедительно продемонстрировала самые сильные стороны выпускаемых автомобилей: завидную аэродинамику и облегченную конструкцию кузова, мощные силовые агрегаты. Инновационные гоночные болиды с четырьмя кольцами на эмблеме одновременно олицетворяли огромный технический опыт производителя, доведенную до максимума точность методов обработки, а также высокий профессионализм сотрудников Auto Union, отточивших свое мастерство за многие годы высококачественной работы.

Смотрите также: