Экологическая сфера интересует многих. И причины такого внимания к ней вполне определённые. Изменения климата, вырубка лесов, загрязнение атмосферы — для решения экологических проблем даже собираются масштабные мероприятия с участием первых лиц разных государств. И на местах этим вопросам также уделяют отдельное время. О том, как собираются спасать экологию в ближайшее время в России, АиФ.ru спросил у члена Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, члена Общественного Совета Минприроды России Владислава Жукова.
Изменения законодательства
Экологическая информационная повестка 2017 года, как утверждает глава природоохранного ведомства Сергей Донской, включает в себя 2 темы: развитие заповедной системы и экологии в целом. «С 2017 г. вступает в силу большинство экологических норм, заложенных в принятых поправках в законы. Речь прежде всего идёт о регулировании выбросов и сбросов загрязняющих веществ, наилучших доступных технологиях и революционных нормах закона "Об отходах", — отметил он. — Для "экологических двоечников" 2017 год станет временем диктатуры природоохранного законодательства. Для ответственных компаний он принесёт дополнительные возможности и стимулы для перехода на более эффективную модель управления».
К началу года должен быть доработан базовый документ: «Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года». В нём рассматриваются вопросы вызовов и угроз экологической безопасности, цели госполитики в сфере охраны природы, задачи, основные направления и инструменты, позволяющие более эффективно реализовывать госполитику в данном направлении.
Также в 2017 году планируется ввести отсроченный на 3 года экологический сбор. Согласно поправкам в законодательство, он должен уплачиваться ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Он обязателен для производителей и импортёров товаров, которые подлежат утилизации после утраты потребительских свойств. Сегодня определено 36 групп таких товаров.
Отдельное внимание уделено и полигонам в местах, предназначенных для размещения отходов. С 1 января 2017 года там будет запрещено размещать отходы, содержащие полезные компоненты, т.е. те, что могут быть использованы повторно. Кроме того, вся система обращения с отходами претерпит изменения: она получит новые механизмы, которые будут соответствовать принципам ответственности производителя. То есть сформируют тарифы, утвердят программы по обращению с отходами, отберут региональных операторов.
Революционным законом эксперты сегодня называют ФЗ «Об охране окружающей среды», в который внесён ряд изменений и дополнений в части нормирования и перехода на НДТ. Так, тут будут принципиально новые для России принципы осуществления хоздеятельности, модернизации производств, контроля и надзора в сфере природопользования и т.д.
Будет уделено внимание и заповедникам. Так, в планах провести 168 мероприятий, которые будут направлены на развитие заповедного дела, поддержку отечественной системы особо охраняемых природных территорий в обществе. Это и Всероссийский слёт друзей заповедных островов, и Всероссийское совещание по вопросам эколого-просветительской деятельности, различные форумы и многое другое. Минприроды России планирует создать 5 новых охраняемых территорий: заказники, нацпарки, заповедники. Пока же в систему охраняемых природных территорий входят 103 государственных природных заповедника, 49 парков и 64 госзаказника.
Важно отметить, что в 2016 году был принят закон «О статусе общественных экологических инспекторов», который позволит создать действительно функционирующую систему общественного экоконтроля, что поможет дать гражданам страны гарантии на благоприятную среду обитания и информацию о её состоянии из надёжных и достоверных источников.
Изменится ли жизнь страны?
Поправки в законодательство, которые сегодня предлагаются, очень важные и позволяют обеспечить полный контроль за экологией и охраной природы, чтобы вовремя решать проблемы в этой сфере. Изменения затрагивают целый комплекс бумаг и документов: это ещё и градостроительные документы, налоговый кодекс и т.д.
Законодатели предлагают более точные формулировки и определения как участников экособытий, так и предметов, задействованных в них. Например, стало более чётким определение стационарного источника загрязнения окружающей среды и т.д. Определяются нормативы, появляются новые институты экологического разрешения.
Такая мера позволяет определять права и обязанности всех без исключения. К примеру, стало проще определять обязанность ответственных лиц по осуществлению производственного и экологического контроля: по закону они должны проводить специальные замеры, и главное, вовремя предоставлять отчёты в контролирующие органы. Устанавливаются лимиты на выбросы и сбросы, которые нередко называют основными причинами экологических катастроф. Изменениям, причём довольно существенным, подверглась и процедура взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду: теперь брать деньги будут за выбросы и сбросы в воздух и воду, за размещение отходов производства и потребления. Всё это позволяет усилить государственный контроль за рядом процедур и норм.
«Важно отметить, что именно в 2017 году многим российским предприятиям нужно будет определиться, какие технические решения внедрять на своих производствах, — прокомментировал наступление Года экологии эксперт по системам мониторинга предприятий Андрей Нестеров. — Для этого в большинстве случаев необходим экологический аудит. Кстати, такой аудит будет актуален и для системы рейтингования предприятий и регионов в целом. Запрос на такие рейтинги у граждан страны весьма высокий»
Авторитетные рейтинги
Естественно, население хочет знать рейтинги наиболее экологически благополучных и неблагополучных регионов и предприятий. Так, например, многих интересует деятельность промышленных предприятий, которые традиционно считаются глобальным источником загрязнения природы. И сегодня контролирующие органы составляют рейтинги различных промышленных производств с целью контроля за ними.
С помощью рейтингов можно отразить в простой форме результаты природоохранной деятельности как регионов, так и промышленных гигантов, предоставить доступ к информации всем заинтересованным в ней лицам, оказать влияние на выполнение основополагающих принципов экологической политики.
Традиционно экорейтинги складываются из 4 источников информации: статистики, отчётности государственных надзорных органов, данных о наложенных мерах и взысканиях, жалоб со стороны общественности. Кроме того, немаловажное значение имеют исследования и другие аналитические документы.
Основной предпосылкой развития системы публичных экологических рейтингов является то, что предприятия беспокоятся о своей репутации в глазах общественности, и это позволяет выявить тех участников рынка, которые пытаются получить конкурентное преимущество, игнорируя нормативные требования. Напротив, высокий экологический рейтинг поощряет предприятия за вклад в соблюдение экологических нормативов и общее снижение нагрузки на окружающую среду, заботу о здоровье работников предприятия и населения региона присутствия. Наивысший показатель рейтинга означает, что достигнутые результаты соответствуют лучшим мировым практикам, а худший рейтинг означает отсутствие эффективной системы экологического управления и несоблюдение экологического законодательства.
Среди ключевых задач экологического рейтинга следует выделить: развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды, совершенствование системы государственного экологического мониторинга и развитие международного сотрудничества.
Предприятия и регионы, участвующие в процессе экологического рейтингования будут демонстрировать современные подходы в области экологического управления, стремиться к снижению удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образованию отходов по видам экономической деятельности на уровне, соответствующем аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах.
Использование результатов экологических рейтингов создаст информационное поле при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и хозяйственной деятельности, при составлении прогнозов социально-экономического развития, а также при осуществлении государственного экологического надзора.
Развитие системы экологических рейтингов создаст стимулы для решения задач научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды через инициацию разработок и внедрения научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности.
Чёткий контроль и выполнение рекомендаций
Все указанные условия и требования учтены при выполнении Научно-Исследовательской Работы (НИР) «Разработка критериев и методики оценки экологической эффективности предприятий, а также системы экологического рейтингования, отвечающего задачам объективного отражения экологической ситуации по субъектам Российской Федерации» (ШИФР ЭКО-01-2012), выполненной в соответствии с Государственным Контрактом от 30 октября 2012 года № 056 между НП «Национальный Центр Эколого-Эпидемиологической Безопасности» и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). При её выполнении были учтены рекомендации ОЭСР в части разработки системы показателей экологической эффективности предприятий и использован ресурсно-компонентного подход, что позволило создать иерархическую систему показателей экологической эффективности предприятий России, в основе которой лежит теоретическая модель ОЭСР «воздействие»—«состояние»—«отклик».
Использование описательных статистик позволило определить пороговые значения частных показателей экологической эффективности предприятий, стимулирующие мотивацию предприятий к снижению негативного воздействия на окружающую среду, сохранению природной среды и усилению природоохранной деятельности.
Несмотря на недостаток первичной информации, подлежащей обработке, разработанную методику удалось в полной мере апробировать при оценке экологической эффективности регионов России. На основе данных, предоставленных несколькими нефтяными компаниями на условиях NDA (соглашений о неразглашении), с применением разработанной методики удалось построить и мини-рэнкинг близких по характеристикам компаний, который оказался востребованным самими компаниями, поскольку позволил выявить определённые недочёты в их экологической политике.
В заключение хочется отметить, что предложенные в НИР методологические подходы к разработке экологических рейтингов неоднократно обсуждались и поддерживались широким научным сообществом. Описание работы публиковалось в средствах массовой информации, в том числе вошло в Аналитический вестник парламентской библиотеки Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Но несмотря на высокую оценку со стороны профессионального сообщества, методика и результаты НИР не были практически использованы ни Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), ни Минприроды России.