Примерное время чтения: 8 минут
916

Через проходную. Эксперты рассказали, как из экскурсий на заводы делают шоу

Экскурсия на предприятии по производству интегральных схем
Экскурсия на предприятии по производству интегральных схем "Микрон" в Зеленограде. / Алексей Куденко / РИА Новости

Сфера промышленного туризма в последние годы стала весьма привлекательной. В ряде областей турпоток желающих увидеть работу предприятий изнутри вырос в три раза и продолжает увеличиваться. Тысяча человек готовится пройти обучение по программе подготовки специалистов по развитию промтуризма.

Предприятия распахнули двери

«Промтуризм многим предприятиям помогает решать кадровую проблему. В 50 регионах провели исследование. 

Опросы показали, что после программ коротких стажировок 30% студентов были готовы подписать соглашение о намерениях на будущее, компанию начали рассматривать в качестве работодателя. Зачастую даже с переездом в другой регион. Среди же подростков 10-12 лет после экскурсий по промобъектам половина ребят стала отмечать красоту технологических процессов», — комментирует директор проектов дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Шандуренко.

Эксперт увлеченно рассказывает о романтике заводского производства. По ее словам, раскатываемый металл является зрелищным действом, а соединение кузова с платформой автомобиля автопромышленники называют свадьбой.

С каждым годом количество туристов там будет расти, уверены эксперты. Еще десятилетие назад никто не думал, что «Москва-Сити» станет популярным туробъектом. Сегодня же комплекс входит в пятерку наиболее популярных в столице. Чтобы продолжить удивлять, компании пошли дальше. Шандуренко говорит о зеленоградском предприятии сферы высоких технологий «Микрон». Там будут регулярно проводить «Ночь на „Микроне“», устраивая перформансы в рамках событийного туризма.

День рождения на производстве

Кадровый вопрос является далеко не единственным, чем руководствуются предприятия, переходя к политике открытости. Некоторые компании уверены: о производстве не надо рассказывать, лучше — показать. Посетители могут увидеть техпроцессы, оценить качество продукта. Или экологичность выпуска: внедрение современных технологий очистки, минимизацию выбросов, восстановление природы. Московский завод «Экопласт» придумал идею, как подчеркнуть свое предназначение. Он предлагает посетителям принести старую технику и пронаблюдать этапы переработки пластика, из которого она сделана. Уже упомянутые пищевые производства превратили туры к себе в широкую дегустацию с возможностью увезти домой полюбившиеся продукты.

«В результате посещение пермской кондитерской фабрики стало частью развлекательной программы. Туры дарят друг другу на дни рождения или на Новый год. В 2022 году все промпредприятия региона посетило 60 тысяч человек. Из них на кондитерскую фабрику пришло 25 тысяч — почти половина», — резюмирует наставник трека «Менеджмент в индустрии впечатлений» Высшей школы экономики в Перми Екатерина Шестакова.

Туристы посещают производство керамики на Кунгурском гончарном заводе, любят бывать на заводе «Протон-ПМ», создающем двигатели для первой ступени ракет-носителей, растет поток желающих увидеть изготовление роботом, включая человекоподобных, в цехах компании Promobot. Ажиотажный спрос породил проблему: цены на туры начали расти. Стоимость похода на площадку роботов увеличилась до 700 рублей, и это не предел.

«Есть в крае компания, которая производит черную икру. Это небольшой завод, чьей целевой аудиторией являются платежеспособные клиенты, готовые заплатить за дегустацию деликатеса от двух тысяч рублей. Один из банков хотел приобрести для сотрудников тур, но отказался от затеи, посмотрев на расценки», — рассказывает Шестакова.

В сервисе «Слетать.ру» рассказали про экскурсии на кораблестроительный завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Посещать их особенно любят школьники. На предприятии был разработан первый в стране теплоход на подводных крыльях «Ракета», а позже создан основоположник скоростного флота в России «Метеор». Желая удивить, заводы демонстрируют творческий подход. Визит в цеха зачастую теперь превращается в яркое шоу.

Конвейер креатива

Есть много вариантов, как можно сделать визит на промплощадку незабываемым. «Вариантов множество. „Сибшахтстрой“ в Кемеровской области устроил показ мод, объединив актуальные тренды в одежде с униформой рабочих. Многие заводы идут на то, что индустриальные пространства превращают в арт-объекты. Выксунский метзавод украсил наружные стены цехов муралами. На одном из них объединил работы классика современного русского искусства Эрика Булатова: „Стой — иди“ и „Амбар в Нормандии“», — рассказывает Ольга Шандуренко.

Курский электроаппаратный завод нанес на стены портреты ученых, сделавших вклад в развитие теорий электричества. В рамках проекта «Легенды КАЭЗ» нанесли изображения основателей предприятия. Представители «Норникеля» в Красноярском крае организуют спуски желающих в учебную шахту со снаряжением. У посетителей есть редкая возможность увидеть, как люди и механизмы работают глубоко под землей. Интересное мероприятие задумали на комбинате «Шуйские ситцы» в Ивановской области. Там готовят фотовыставку. На снимках сотрудницы предприятия предстанут вместе с дочками в платьях из ситца собственного производства.

Экскурсия в музее Надеждинского металлургического завода горно-металлургической компании
Экскурсия в музее Надеждинского металлургического завода горно-металлургической компании "Норильский никель". Фото: РИА Новости/ Александр Кряжев

За год технопарк «Сколково» посещает около 20 тысяч туристов: взрослых и детей. Со временем экскурсионные предложения расширили образовательными форматами. Теперь в период каникул здесь работают детские технологические курсы и мастер-классы. В такие дни технопарк бурлит от эмоций детей, которые приезжают со всей страны.

«Активно развивается событийное направление. Есть огромный технологический коворкинг „Мегахакспейс“, в котором можно посмотреть, как создаются разработки. В нашем фудмаркете регулярно проходят музыкальные выступления, а в „Атриуме“ несколько раз в год экспонируются выставки картин и арт-объекты», — делится с aif.ru опытом гендиректор Роман Русанов.

Другая реальность

На многих предприятиях сегодня не только знакомят с действующим производством. Отдельной гордостью для многих являются корпоративные музеи. На комбинате «Магнезит» в Сатке (Челябинская область) музейное пространство разделили на три зоны: залы мультимедийных экспонатов, сменных выставок и депозитарий, где практикуют открытую систему хранения исторических экспонатов.

Во всех залах установили мобильные электронные киоски с сенсорными экранами. Показывают тематические мультфильмы и видеофильмы, презентации, проводят электронные тесты, викторины, развивающие игры, компьютерные пазлы. Большой популярностью пользуются интерактивные занятия, мастер-классы по профессиям. Полное погружение в виртуальную реальность происходит с первых секунд, как только посетитель музея надевает VR-шлем и вооружается джойстиками. Теперь перед гостем не музейный зал, а цех со всем его оборудованием, процессами и звуками. При этом экскурсовод видит «путешествие» на экране и комментирует происходящее. Музей держит курс на работу с местным культурным сообществом.

Продвинутые технологии используют и в музее завода «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. Свет, акустика и тактильные элементы погружают посетителей в виртуальные цеха. Наряду с вирутальным пространством представлено одноместное купе проектируемого двухэтажного поезда. Можно увидеть стену «Ласточки» в полный рост из алюминиевого профиля. Основными посетителями объекта, 55%, являются молодые люди в возрасте до 20 лет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах