Республика Башкортостан в год принимает свыше 2 миллионов туристов. За последние несколько лет турпоток стабильно растет на 15-20%. При этом, по оценкам экспертов, потенциал в разы выше. Регион уникальный. В двух часах полета из Москвы течет совершенно иная жизнь. Сюда приезжают в первую очередь ради национального колорита — примерить на себя образ жизни башкирского народа, погрузиться в его быт и обычаи, попробовать национальную кухню.
А также насладиться уникальной по своей красоте нетронутой и первозданной природой — живописными горными хребтами в сердце Южного Урала, большими голубыми озерами, чистейшими реками, окаменевшими больше 290 миллионов лет назад коралловыми рифами.
А еще затем, чтобы отправиться в свой первый конный поход, открыть для себя лыжные склоны и рафтинг, выспаться в СПА с пчелами и попробовать дикий бортевой мед, увидеть уникальную коллекцию золота сарматов, которой больше 2400 лет, и, замерев посреди луговой степи, слушая ветер с ароматом разнотравья у мавзолея Тура-хана или у входа в древнюю пещеру Шульган-Таш, осознать и представить, как на этой точке на карте переплетаются история и современность — ведь территория этого региона ранее являлась одним из центров кочевой цивилизации со времен Золотой Орды, а еще раньше — стоянкой древних людей, которые добирались до сакральных пещер ради ритуалов и оставляли там наскальные рисунки, датируемые 16,5-20 тысячами лет назад.
Итак, «АиФ» отмечает неочевидные, на первый взгляд, причины отправиться в Республику Башкортостан, сохранившую наследие кочевников Великой Степи.
Причина № 1: пещера Шульган-Таш, наскальные рисунки и тайные обряды древних людей
Каждый раз, когда экскурсовод произносит какие-то даты, обозначает временные отрезки и периоды, очень сложно уложить в голове эту информацию и соотнести ее с современностью. Вот ты покупаешь на заправке кофе, за три часа на автомобиле доезжаешь из Уфы до Бурзянского района — до южного склона горы Сарыкускан, где расположена одна из крупнейших пещер Южного Урала, и слышишь, что Уральские горы — одни из самых древнейших на планете. Им около 600 миллионов лет. Древний человек шел сюда на южные склоны Уральских гор за чем-то сакральным и очень-очень важным для него — совершить тайные обряды, оставив там наскальные рисунки, многие из которых расположены внутри пещеры в полной темноте на высоте около 15 метров. Представьте, первые рисунки в пещере созданы 20 тысяч лет назад!
В то время, когда первобытный художник наносил сакральные знаки и вырисовывал животных на стенах пещеры, климат Южного Урала был суровым, и пещера находилась в условиях вечной мерзлоты. Добраться до залов, практически в полной темноте, минуя опасные лабиринты и поднимаясь по каменным этажам, первым людям стоило невероятных усилий, а порой, возможно, и жизни.
Древними рисунками находки в Каповой пещере (это второе название Шульган-Таша) не ограничиваются. В её залах и галереях исследователи обнаружили кремниевые орудия палеолитического вида, кости животных двух десятков видов, человеческие черепа и другие костные останки. Учёные предполагают, что здесь находилась стоянка древних людей, но точную эпоху ещё предстоит определить. Здесь же, возможно, совершались ритуалы жертвоприношения и некой инициации — например, после какого-то испытания пещерой переход из состояния юноши в мужчину. Вечная мерзлота, полная темнота, мистика и до конца не изученные лабиринты и залы, укрытые под большим гротом.
Почти все рисунки выполнены красной охрой. Для изготовления краски первобытные художники смешивали охру с животным жиром или кровью. А для изменения цвета — бросали охру в огонь или добавляли в нее уголь. Так можно было получить разнообразные оттенки от темно-вишневого до фиолетового. Углем же наносили контур. Здесь изображены мамонты, лошади, бизоны и другие животные, а также геометрические и антропоморфные, то есть похожие на людей, фигуры. Здесь можно увидеть уникальное для палеолитического пещерного искусства изображение двугорбого верблюда. Это самое древнее изображение верблюда на планете Земля.
В Музее «Шульган-Таш» можно увидеть, как пещера консервировала рисунки с помощью наплывов кальцита. Толщина слоя местами — пять сантиметров. За 20 тысяч лет пещера так укутала изображение верблюда, что ученые изначально приняли его ноги за человеческие.
«Полностью это изображение открыли в 2017 году, тогда это стало мировой сенсацией. Потому что данный рисунок верблюда считается самым древним во всем мире. Самое интересное, что в пещере Шульган-Таш и в окрестностях верблюды не водились», — рассказала экскурсовод Айгуль Кильдиярова.
Наскальные рисунки в пещере впервые были обнаружены в 1959 году. При этом значительная часть отложений до сих остаётся нетронутой, сохраняя исследовательский потенциал.
Всего в пещере обнаружено 250 рисунков. Верблюд — последнее расчищенное изображение. Самым «популярным» животным в пещере Шульган-Таш является мамонт. На сегодняшний день обнаружено 9 таких рисунков. Они просты, реалистичны, с хорошо прорисованными ногами и хвостом. Есть изображения мамонтят. Охровые рисунки очень хрупкие, поэтому сейчас ученые ищут способ сохранить то, что открыли.
Рядом с пещерой Шульган-Таш возведен отличный современный мультимедийный историко-музейный комплекс с одноименным названием. Это научно-исследовательский и просветительский музей: на площади в 4 тысячи квадратных метров расположилась экспозиция, которая состоит из семитематических блоков и рассказывает о событиях от «Большого взрыва» до каменного века, а также историю изучения пещеры археологами, палеонтологами, спелеологами и другими специалистами. Экспозицией и дизайном занимались местные умельцы.
— В архитектуре комплекса «Шульган-Таш» сочетаются разные прочтения. С одной стороны, это памятник эпосу Урал-Батыр, его философия заложена в строении здания. Другое прочтение — повторение рельефа местности в архитектуре постройки. Третье — архитектура повторяет вход в пещеру и служит неким порталом. Чтобы создать мультимедийное наполнение экспозиции, мы ездили по Европе, изучая разные музейные практики и то, как интерактив работает с посетителем. При проектировании самого здания вместе с московской школой МАРШ изучали примеры интересной реализации ландшафтных парков в России, например Веретьевского парка или «Куликова поля», — рассказал руководитель проектного бюро «Архтамга» Рустам Алибаев.
Причина № 2: Золото сарматов
Снова немного истории, но не скучной. Археологи всегда во время экскурсий предупреждают: чтобы понять, о чем они рассказывают, нужно закрыть глаза и попытаться включить фантазию. Тут важно подружить в голове картинку современной жизни, наложив на нее слой за слоем информацию о том, как же на башкирской земле в самом сердце Южного Урала, протекала жизнь древних людей, наших предков и почему стоит ходить в музеи, где хранятся настоящие сенсации мирового значения.
Сарматы — общее название ираноязычных племён, населявших степи Поволжья и восточной Европы примерно с IV века до нашей эры. Будучи кочевниками, сарматы не оставили после себя городов в привычном для жителей мегаполисов значении. Их культуру историки и археологи изучают лишь по раскопкам захоронений — курганов. Курганы — это, собственно, и есть погребальные сооружения. Один из самых крупных курганов, так называемый Царский, вблизи села Филипповка — был в радиусе около 120 метров, и высотой около восьми метров, а когда функционировал —даже раза в два больше был, что свидетельствует о захоронении какой-то очень знатной особы или даже вождя племени.
Раскопки курганов у села Филипповка проводились во второй половине 1980-х годов. Ими руководил башкирский археолог, профессор Анатолий Пшеничнюк. Предметы, найденные его экспедицией, составили уникальную экспозицию музеев в Оренбурге, Уфе и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Самая крупная коллекция предметов сарматской культуры выставляется сегодня в Уфе. В искусстве сарматов сакральное место занимают образы животных. В основе этой экспозиции — фигурки оленей с большими раскидистыми рогами. Они выполнены из дерева и покрыты пластинами из чистого золота. Работа столь тонкая, что трудно поверить: этим фигуркам уже больше двух тысяч лет. Скорее всего, олени были деталями погребального культа. Здесь же — медведи, верблюды. Тоже покрытые пластинами из чистого золота. Сохранность уникальная!
В отдельном зале выставляются украшения, а также предметы быта — кувшины и котелки. Особенный интерес представляет золотая амфора с двойными стенками — древний предок современного термоса. Исследователи полагают, что посуда, найденная в курганах, изготовлена персидскими мастерами.
По словам научных сотрудников Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева: сарматы и дахи выполняли функции конницы у персов, поскольку сами персы были народом оседлым и прекрасно использовали профессиональных конников из числа сарматов и, возможно, такими предметами, рассчитывались с ними за отличную военную службу.
Около IV века нашей эры, когда из-за климатических изменений степь стала непригодной для выпаса скота, сарматы покинули Поволжье. А вот наследие их сохранилось.
Причина № 3: древние мавзолеи и наследие кочевников Великой Степи
Если поехать от Уфы в сторону Чишминского района, то примерно в часе езды от города стоит свернуть к мавзолею Тура-хана, где летом этого года состоялось открытие визит-центра Евразийского музея кочевых цивилизаций.
По словам Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова, это только начало огромного научного проекта, поскольку в планах республики сделать данный комплекс станет крупнейшим в России историко-культурным центром по изучению кочевой цивилизации.
— В глубокой древности наши предки были кочевниками и входили в огромную общность кочевых племён, которые обитали на огромной Евразийской территории. Сегодня в нашей стране находится самая обширная территория, заселенная потомками кочевых цивилизаций. Средневековые мавзолеи Хусаин-бека, Тура-хана, малые кашанэ, как и древний Шульган-Таш, издавна были местом притяжения и паломничества.
Территория, на которой мы возводим Евразийский музей, была одним из центров древней кочевой цивилизации со времен Золотой Орды. Здесь размещались стоянки на торговых путях, ведущих из Волжской Булгарии и верховьев Камы в Среднюю Азию и Сибирь. Именно эти территории стали центрами консолидации башкирского этноса. В идею нашего комплекса заложена концепция постоянного движения кочевых народов. Перемещаясь по бескрайним степным просторам, они выполнили особую историческую роль в объединении народов и собирании земель на евразийских просторах, — рассказал Радий Хабиров.
Центральной точкой, вокруг которой за несколько лет возведут масштабный комплекс, стал Мавзолей Тура-хана, построенный ещё в XIV веке. Причем, археологические изыскания продолжаются тут и сегодня. Учёные исследуют могилы, расположенные вокруг мавзолея, и первозданную степную растительность, которая сохранилась благодаря захоронениям.
По этой же причине тропа к мавзолею имеет такую длину — дорога петляет между могилами и возвышается над землей, чтобы посетители не тревожили флору степи. Территория вокруг мавзолея ни разу не распахивалась, а потому представляет большой интерес для ученых. Сейчас археологи уже изучили 24 захоронения, сколько еще скелетов лежит под землей — неизвестно. Особым объектом для Башкирии является и сам мавзолей.
— Это очень важный проект для нашей республики и для всей страны. Музейный комплекс будет создан на серьёзной научной базе, которая будет постоянно развиваться. Новая площадка также будет объединять народы разных стран на основе уважения к своей истории и культуре. И, конечно, здесь будет формироваться большой туристический центр, — сказал Радий Хабиров. — В конце года мы закончим проектировать здание самого музея площадью 20 тысяч кв. м. Через дорогу от него появится Центр башкирской лошади и ловчих птиц. Здесь будут два ипподрома, крытый манеж для конкура и других соревнований, а также ремесленная этнодеревня. Здесь мы будем возрождать традиционные занятия древних башкир. Кроме того, поблизости начнем строить СПА-отель «Кочевник». В целом здесь формируется очень сильный центр — туристический, этнический, гастрономический, научный. У этой территории большие перспективы. Работы здесь — на годы вперёд.
По словам научного руководителя центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ, научного руководителя Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики», доктора политических наук Тимофея Бордачева, исторический Башкортостан играет связующую роль между народами Европы и Азии.
— Открытие визит-центра «Тура-хан» будущего Евразийского музея кочевых цивилизаций — очень значимое событие. Оно отражает объективную реальность: Башкирия находится в центре Евразии, с ней связано развитие евразийской кочевой цивилизации. Ученые обнаружили на территории республики невероятное количество артефактов, отражающих эту глубинную связь, сохраняющуюся и по сей день на уровне традиций, сознания, культуры. С другой стороны — Башкортостан, очень важный регион России, отражающий ее многонациональность, являющийся воротами России в огромный центральноазиатский регион, казахстанские степи.
Как подчеркнул Александр Кобыскан, старший научный сотрудник центра социокультурного анализа Института стратегических исследований ГБНУ АН РБ, появление Евразийского музея кочевых цивилизаций — долгожданное событие для всего ученого мира. Причем не только для археологов, но и для историков, этнографов, тюркологов.
— Дело в том, что в процессе развития этого проекта произошло переосмысление его концепции. Если изначально музей воспринимался преимущественно как археологический, сохранявший артефакты разных периодов развития кочевой культуры Южного Урала, то впоследствии его тематика расширилась. В связи с музеем новый импульс получают, в частности, изучение традиционного коневодства и древнетюркской письменности. Памятники последней сохранилась в виде надписей на камнях и сейчас, благодаря оцифровке и компьютерному моделированию становятся доступны для широкого изучения, — отметил Александр Кобыскан. — С точки зрения изучения культуры народов, живших на наших территориях ранее, Евразийский музей является логическим продолжением открытого в 2022 году в Бурзянском районе музея «Шульган-Таш». И теперь в Башкортостане есть возможность представить широкой общественности быт и культуру людей как периода древности, так и, начиная с этого года, средневековой эпохи.
Исследования археологов в Чишминском районе показали, что именно на этих землях в Средневековье мог располагаться один из административных центров Золотой Орды. На это указывают соответствующие археологические находки. В связи с этим музей становится одновременно и яркой туристической достопримечательностью, и символом сохранения исторической памяти, и оригинальным порталом в эпоху расцвета южноуральской кочевой культуры.