Интересно, что в России появится раньше: приличные дороги на всей территории страны или гражданские беспилотники, способные доставлять грузы потребителям вне зависимости от наличия или отсутствия этих самых дорог? Похоже, что второе.
Эксперимент есть эксперимент
7 октября 2021 г. в Томской области в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» стартовал эксперимент по доставке грузов летающими дронами. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), способные поднимать свыше тонны полезной нагрузки, не новость для России. Их уже лет 10 показывают на авиасалоне МАКС в Жуковском. Однако использование дронов в коммерческих и гуманитарных целях сдерживается существующим законодательством. На днях в этой области случился прорыв.
С января этого года в России действует федеральный закон, позволяющий частично отменять наиболее устаревшие части прочей юридической базы для развития новых технологий. Это возможно лишь на определенных территориях и в рамках строго ограниченного времени. В случае с БПЛА проект экспериментального правового режима (ЭПР), или «цифровой песочницы», предусматривает применение на территории Томской области специального регулирования. Иными словами, некоторые требования Воздушного кодекса могут быть изменены или исключены для участников «песочницы» на срок действия эксперимента в регионе. В данном случае — на 3 года.
Применение воздушных беспилотников вне закона о «песочницах» в России невозможно: отсутствуют нормы летной годности для БПЛА, в связи с чем невозможно получить на них сертификат летной годности и ввести в эксплуатацию. Также отсутствуют требования по подготовке персонала, осуществляющего управление дронами. Действующим законодательством беспилотники приравниваются к пилотируемым судам, но многие требования, предъявляемые к таковым, для БПЛА невыполнимы либо нецелесообразны. Например, требование об обязательном наличии на борту документации, подтверждающей соответствие судна требованиям летной годности.
Цифровая песочница в действии
В четверг на авиационной площадке им. В. П. Чкалова в деревне Березкино перспективные беспилотники были показаны руководству Томской области и представителям федеральных ведомств.
«Сегодня — контрольный срез большой работы, демонстрация готовности региона к экспериментальному правовому режиму, который позволит нашей науке и инновационному бизнесу еще эффективнее развивать беспилотные технологии при поддержке институтов развития и крупного бизнеса, — подчеркнул губернатор Томской области Сергей Жвачкин. — В последние годы беспилотные технологии ушли далеко вперед. Очередной этап совместной работы станет новым импульсом для рынка беспилотников».
Как сообщил заместитель губернатора по экономике Андрей Антонов, Правительство РФ неслучайно выбрало Томскую область как первый в России регион, где в течение нескольких лет будет тестироваться применение грузовых беспилотников: «Прологом к эксперименту стало успешное развитие проекта „Тайга“, который реализуется в Томской области с 2018 г. совместно с Фондом перспективных исследований, — уточнил А. Антонов. — Мы планируем перевозить два типа грузов: социальные, например медикаменты, и промышленные — для нужд предприятий нефтегазовой и других отраслей… Уже сейчас понятно, что речь идет преимущественно об отдаленных территориях, где есть проблемы с транспортной доступностью».
И это только начало
На авиационной площадке имени Чкалова компании «Сибаэрокрафт», «Тайбер», «Аэромакс», Фонд перспективных исследований, Институт теплофизики СО РАН, Сибирский НИИ авиации им. Чаплыгина и другие организации демонстрировали возможности своих изделий. Беспилотники поднимали в воздух контейнеры, закрепленные под фюзеляжем. Демонстрация прошла успешно.
В рамках экспериментального правового режима в Томской области планируется применять беспилотники для доставки тяжеловесных (до полутора тонн) грузов, аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ. Если нацпроект «Цифровая экономика» сработает успешно, в те районы Томской области, куда зимой не добраться по земле, продукты, лекарства, стройматериалы будут возить именно дронами. Поднять в небо беспилотник значительно дешевле и быстрее, чем вертолет с экипажем.
«Беспилотники должны стать важным звеном развития отраслей народного хозяйства, — сказал присутствовавший на мероприятии руководитель Росавиации Александр Нерадько. — Их применение безгранично: аэрофотосъемка, доставка грузов и многое другое. Томская область участвует в этом инновационном проекте, который определит будущее авиации».
В случае успешного прохождения эксперимента эта правовая основа будет масштабирована на всю страну.