15-16 декабря в индустриальном парке «Руднево» проходил финал Кубка Мэра Москвы по беспилотным авиационным системам. Побороться за призы в 300 тысяч рублей приехали дети и взрослые со всей России. Aif.ru выяснял, что же привлекает юношей и девушек в виртуальном пилотировании и как ударил по нему запрет на запуск БПЛА.
Пилот или айтишник?
Чемпионат проходил на базе Федерального центра беспилотных авиационных систем, расположенного в индустриальном парке «Руднево» на востоке Москвы. Он был создан в прошлом году после введения запрета на полеты БПЛА — специальная зона для свободных полетов беспилотников площадью более 100 гектаров.
Корпус № 4, где проходили соревнования, уже на входе потрясал зрителей футуристичностью и некоей даже нереальностью происходящего. В нем с громким жужжанием летали большие и совсем крошечные квадрокоптеры, которыми через пульты дистанционного управления руководили люди в очках виртуальной реальности.
Перед сеткой, огораживающей пространство с большими светящимися кольцами, сидела группа юношей и девушек. С сосредоточенным видом они барабанили по клавиатурам компьютеров.
«Здесь проходят соревнования по направлению „Автономное прохождение заданной трассы“, — рассказал судья-эксперт Кирилл Лещинский. — Участники создают виртуальную карту полета, задают программу-алгоритм, калибруют дрон и отправляют его на дистанцию».
Смысл этого направления в том, что пилот не управляет БПЛА, тот летит сам, по заложенной в него программе. Судья оценивает скорость и точность прохождения трассы. Лещинский преподает робототехнику в Московской Цифровой школе — в ней учатся будущие айтишники. Пилотированием дронов учитель занимается с 2015 года.
«Такие дроны уже давно используются не только для спорта, но и в практических целях, — пояснил эксперт. — Например, если на них повесить датчик дыма, они могут отслеживать лесные пожары. Если повесить датчик газа, то „учуют“ утечку на газопроводе. Если повесить на них баки с водой, их можно использовать для орошения полей».
Запрет на полеты дронов не сильно огорчил Лещинского.
«Мы можем запускать БПЛА где угодно по предварительному согласованию с ведомствами, — рассказал педагог. — Нужно заранее предупредить полицию, МЧС, районную администрацию. Предоставить план полета. Мы весной планируем летать в окрестностях нашей школы на метро “Семеновская” и куда-нибудь в Подмосковье выедем».
Набирает популярность
А в глубине зала — трасса, состоящая из серии ворот, через которые пролетают крошечные, с ладошку, беспилотники, весящие 30 грамм. На них установлены видеокамеры, передающие изображение на очки ВР пилотов. Это трасса для тинивупов — «комнатных» дронов. Главный судья соревнований тинивупов Артем Шубин конструировал трассу сам. Она, по его словам, уникальная — такая же есть только в Казани.
А сами пилоты сидят в очках виртуальной реальности метрах в ста от трассы — в «космических» креслах на подиуме. Оттуда и управляют дронами.
«Пилотам нужно попасть в ворота строго по очередности, — рассказал Артем Шубин. — Побеждает тот, кто прошел дистанцию быстрее и точнее своих соперников».
Сам Шубин занялся пилотированием дронов в 2016 году. Уже через пару лет организовал собственные соревнования. Говорит, что пока что этот вид киберспорта не очень популярен у россиян. Но с каждым годом набирает все большую популярность.
«Если сначала турниры по пилотированию БПЛА набирали 10-15 участников, то сейчас 30-40 в каждом городе, — пояснил судья. — Сегодняшний Кубок собрал 80 участников из Москвы, Казани, Белгорода, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Самары и других городов России».
Шубин сказал¸ что такие маленькие квадрокоптеры можно запускать не только на улице, но и в любых помещениях. Собственно, тинивупы и созданы для закрытых помещений. Например, признавался Артем, он сам раньше тренировался, запуская дроны в кафе, в вагонах метро или на детских площадках. Сейчас это запрещено федеральным законом, что создает для пилотов некоторые трудности. Им приходится тренироваться на своих дачах или снимать специальные ангары.
«Однако, несмотря на размер, тинивупы очень мощные, — акцентировал Шубин. — Их обычная скорость — 30 километров в час, но они могут идти и против сильного ветра. Такие механизмы можно использовать даже в разведке, хотя время их работы ограничено — не более 3 минут. Аккумулятор быстро садится».
Сильнейшим спортсменом на этой дистанции стал десятиклассник московской школы № 51 Сережа Лаврентьев. Он занимается пилотированием уже пять лет.
«Мне нравится ощущение полета, — признался победитель. — В ВР-очках полное погружение, иногда даже тошнит от резких перепадов высоты».
Сережа сам делает дроны, впрочем, как и все спортсмены. Покупные не подходят для гонок. Каждый БПЛА обходится в 40 тысяч рублей.
Сегодняшняя победа у него — не первая. До нее Лаврентьев уже дважды становился чемпионом Первенства России по пилотированию БПЛА.