Примерное время чтения: 7 минут
1411

Мой собеседник — гаджет. Зачем люди разговаривают с техникой?

Как-то я говорила по Скайпу с венгерской коллегой, и она вдруг выдаёт: «Представляешь себе, в нашем офисе российские журналисты в обеденной комнате разговаривают с холодильником и микроволновкой! Почему они обращаются к машинам, как к людям?» От неожиданности ответила первое, что пришло в голову: «Не знаю, может, они мозги так переключают».

Заинтересовавшись вопросом, опросила своих знакомых из Швеции, Германии и Кореи. Оказалось, что это отнюдь не специфическая черта россиян. И в других странах люди не прочь пообщаться с техникой — то ли в шутку, то ли всерьёз.

Из глубины веков

Объяснить это можно по-разному. К примеру, данью традициям. Из легенд и мифов былых времён мы знаем, что люди обращались к солнцу, небу и земле, обожествляя их и прося о помощи.

Герои сказок то и дело разговаривают с печкой и яблоней («Гуси-лебеди»), тестом («Колобок») или, наоборот, домашняя утварь обращается к ним («Мойдодыр» Корнея Чуковского). Есть подобные примеры и в художественной литературе. Взять хотя бы стихотворение «Здравствуй, стол...» Даниила Хармса.

«В каждом человеке живёт древнее отношение к миру, когда считалось, что во всём присутствует душа — в камне, цветке, животном. И приспособления, которые мы не только одушевляем, но создаём сами, конечно, становятся в ряд таких одушевлённых предметов», — полагает Сергей Москалёв, футуролог, разработчик программы Caramba Switcher.

Доброе слово и железке приятно

Желание поговорить с техникой нередко возникает и у современных людей. У кого-то с детства осталась привычка разговаривать вслух с самим собой или с игрушкой. И уже во взрослом возрасте человек, не задумываясь, одушевляет домашнюю технику, даже имена ей даёт. Так, моя подруга обращается к стиральной машине со словами: «Лиза, а ну, за работу!» А другая садится в свой автомобиль со словами: «Привет, Тишенька! Скучал по мне?»

Разговоры с компьютером давно никого не удивляют. «Уже 20 лет, как я разрабатываю программы автопереключения раскладки клавиатуры — сперва Punto, а в последние два года Caramba Switcher — и постоянно переписываюсь с пользователями. Многие из них признаются, что разговаривают с программой, ругаются на неё, когда она ошибается и переключает раскладку неправильно», — поделился Сергей Москалёв.

Фото: Shutterstock.com

У вас «не все дома»?

Правомерно ли считать, что общение с неодушевлёнными предметами или гаджетами — симптом душевного расстройства? Вопрос не праздный, учитывая нарастающую тревожность людей в период самоизоляции из-за пандемии коронавируса. Психиатры отвечают так: «Если вы начинаете разговаривать со стенами, потолком, люстрами  это нормально. Обращаться к врачу надо тогда, когда они вам отвечают».

По мнению кандидата психологических наук Светланы Коноваленко, разговоры с предметами — признак дефицита общения. Что ж, это вполне естественно в эпоху высоких скоростей и погружённости человека в работу.

«Снимать тревожность и одиночество диалогом с гаджетом — не самый лучший способ психологической разгрузки. Надо помнить, что компьютер или смартфон — всего лишь инструмент для улучшения коммуникации между людьми и сам по себе не может заменить душевного тепла», — уверен Константин Бакулев, заместитель заведующего кафедрой инженерной кибернетики НИТУ «МИСиС».

Преднамеренный диалог

С другой стороны, сами гаджеты стали настолько «умными», что как с ними не поговорить?! Если холодильник может не просто определить наименование продукта и срок его годности, но и передвинуть те, у которых этот срок истекает, поближе, если он способен даже самостоятельно заказать в интернет-магазине недостающие продукты, то почему бы ему не надиктовать список продовольственного запаса, который должен быть в нём всегда?! 

С развитием искусственного интеллекта общение с гаджетами становится необходимостью. Если поначалу голосовые помощники воспринимались как развлечение, то теперь уже стали важной опцией, обеспечивающей взаимодействие человека с «умными» устройствами. 

«Первые попытки перехода к использованию речевых ассистентов для управления окружающим нас оборудованием были предприняты более 20 лет назад, но по-настоящему широкое распространение они получили совсем недавно», — комментирует Никита Солодун, эксперт компании Huawei по интеллектуальным системам.

Сегодня голосовые помощники Google Assistant, Siri от Apple, Alexa от Amazon Echo или российская Алиса от Яндекс уже многому научились благодаря искусственному интеллекту. К примеру, по вашему запросу они напомнят вам о совещании или о том, что вы хотели купить в магазине, поставят будильник, сообщат о погоде, найдут подходящее кафе, быстро переведут нужную фразу на иностранный язык. Созданы голосовые помощники специально для людей с плохим зрением — они помогают им пользоваться смартфоном и даже выполняют роль проводников на улице.

А та же Алиса может не только общаться с вами, но и «замещать» вас. Она займёт вашего ребёнка, включив любимый мультик или песенку, пока вы готовите еду. Может выступить в роли живого собеседника для одинокого человека, правда, пока в довольно простом диалоге.

Однако практически все компании-производители «умной» техники занимаются совершенствованием навыков общения голосовых помощников с пользователями. Так что их возможности с каждым годом лишь расширяются.

«Главной проблемой для таких систем являлась трудность в распознавании речи человека: похожие голоса хотя и встречаются, но это, скорее, исключение из правил, — подчеркнул Солодун. — Благодаря мощным вычислительным системам производства компании Huawei эту проблему удалось решить, ведь теперь обучение голосового ассистента занимает гораздо меньше времени, а уровень распознавания слов становится качественней».

Молчать, бояться!?

Вместе с тем у пользователей возникает много вопросов по поводу конфиденциальности своего общения с «умной» техникой. Стоит ли волноваться о том, что какая-то информация из разговора с гаджетом будет использована в ущерб вашим правам? 

Причин для беспокойства по большому счёту нет — производители гарантируют конфиденциальность в договоре, их сотрудники подписывают документы о неразглашении. Если бы такие факты имели место, то они быстро стали бы достоянием общественности. А нарушившая свои обязательства компания выплатила бы огромный штраф потребителю, утратила репутацию и лишилась клиентов.

«Несмотря на невероятный взлёт популярности искусственного интеллекта, он всегда ограничен теми задачами, которые ставит перед ним интеллект человека, — пояснил Константин Бакулев. — А значит, до захвата вашего жилья, средств и супруги чипированным электрочайником, как не без юмора показано в рекламном ролике известного российского банка, ещё очень далеко».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах