Вопреки ожиданиям, спортивный чиновник не стал петь оды в честь зрителей, атлетов, организаторов и всех, кто был причастен к ЧМ-2013, а постарался максимально честно отметить и негативные моменты. Большинство их них, правда, по заявлению президента, будут отмечены в отчете, в конце года.
Главные нарекания по ходу чемпионата мира вызвала посещаемость «Лужников». Ближе к концу соревнований, правда, мы уже могли наблюдать практически полностью забитые трибуны, вернее, то что от них осталось. Но послевкусие от первых дней осталось.
«Думаю, вы помните, что чемпионат начинался с, мягко говоря, не самых заполненных трибун. Мы думали, что столкнулись с огромной проблемой. Но дело в том, что мероприятие уровня чемпионата мира — это самоиндуцируемое мероприятие. Аудитория чемпионата мира по данным, собранным благодаря регистрации билета на точках доступа по штрих-кодам, составила 368 тысяч человек. Эта цифра достаточно хорошая. Особенно порадовала посещаемость в последние дни. В первые дни в соревнование на прошлом чемпионате мира в корейском Тэгу на трибунах было 40 тысяч. В Москве — 40 тысяч. И в последние два дня, суббота-воскресенье, 32 тысячи посетили в Тэгу и 46 — в Москве», — поделился статистикой Валентин Васильевич.
Справедливости ради стоит отметить, что рекорд посещаемости «Лужников» находится на уровне 67-ми тысяч человек, который был установлен на матче «Спартак» — ЦСКА в сезоне 2012/13. К чемпионату мира вместимость арены была снижена сначала до 55-ти тысяч человек, а потом и до 50-ти.
«По телепоказу, на 18 августа, воскресенье были такие цифры: наше мероприятие посмотрели 2,9 миллиона человек. Из них 70% смотрели выступление Исинбаевой. Это в три раза больше, чем российская аудитория чемпионата мира в Тэгу 2011 года. Кроме того, по сравнению с прошлым чемпионатом в Германии, Великобритании, Чехии, Финляндии, в других странах рост аудитории не был ниже 80-ти процентов. Нужно понимать, что „Лужники“ — это стадион, который последний раз был полным на концерте какой-то поп-звезды, и, конечно, на Олимпиаде-80. Даже футбольные матчи не собирают здесь аншлаг. Поэтому мы осторожно относились к прогнозам посещаемости легкой атлетики. Начало все помним. Почему-то аудитория „проснулась“ только ко второй половине чемпионата. Наверняка свою роль сыграли и победы нашей команды. Никто ведь не захочет смотреть на поражения», — подытожил Балахничев.
На поражения и правда, смотреть никто не хочет. Но по абсолютным цифрам сказать что-то определенное сложно. Для адекватного сравнения существует, например, рейтинг TNS, которым пользуются и сами телевизионщики, и рекламодатели. Воспользуемся и мы. Рейтинг чемпионата мира в первые дни, по остальным пока данных нет, составил 2. В принципе, из спортивных трансляций — самый высокий. Но на первом месте за эту неделю расположился новостой выпуск на одном из центральных каналов — 5,9 — рейтинг почти в три раза выше. Легкая атлетика же в общем списке, не по жанрам, оказалась в середине третьего десятка.
Больше всего смотрели на Исинбаеву? Значит, повезло с победой, ведь по признанию самого Балахничева именно Лена и была самым ненадежным звеном в цепи российских атлетов, на которых были возложены основные надежды.
«У нас из побед не было приятных сюрпризов. А все те виды, в которых мы завоевали медали, были заранее запланированы. Мы больше всего волновались за выступления Елены Исинбаевой. Последние четыре года она выступала очень неровно, а в Москве у нее были очень сильные соперницы. И поэтому мы больше всего радовались именно ее победе. Немного разочаровала Маша Абакумова. Мы надеялись, что она метнет свой снаряд дальше. Тем более после квалификационного результата, когда снаряд улетел на 69 метров».
Немного, все-таки, лукавит президент ВФЛА, ведь накануне ЧМ-2013 он сам озвучивал количество золота, которое мы планируем взять — пять-шесть медалей. А получилось — семь. Но такая небольшая погрешность в подсчетах нам даже приятна. И тем более будет приятно, если сбудутся прогнозы Балахничева относительно не только легкой атлетики, но и летней Олимпиады, пусть не в 2016, но хоть в 2020 году.
«Развитие легкой атлетики в России обусловлено интересом государства к этому виду спорта. Достичь успеха без этого интереса практически невозможно. Виталий Мутко лично курирует нашу подготовку, иногда доводя меня до состояния бешенства, он напрямую контактирует со спортсменами, с тренерами... В этой ситуации мне очень сложно управлять командой. Но он очень помогает во всех вопросах. Все зависит от интереса государства. Если государство сделает ставку на такие виды спорта, как легкая атлетика, как медалеемкий вид спорта, в Олимпиаде, я гарантирую, что в 2020 году, в 2016 году не успеем, мы выиграем Олимпиаду в общекомандном зачете. Еще проблемы: не хватает объектов. Дело не в стоимости их строительства, а в том, что они занимают огромную территорию. Только дорожки занимают 7,5 тысяч квадратных метров. А кто согласится в центре города отдать такой хороший коммерческий кусок под стадион, который раз или два в год будет использоваться под соревнования, а в остальное время — для тренировок. Это коммерчески неэффективно».
И первым делом, чтобы выиграть Олимпиаду, необходимо решить все небольшие проблемы на местах, которые вместе приносят нашему спорту большой вред.
«Есть у нас и болевые точки. Некоторые из них невозможно удалить годами. Взять хотя бы мужской спринт, лучший результат 10,50. И спортсмен приезжает и принимает участие только в забеге. Не хочу никого сейчас ругать, но это тренерская проблема, проблема поиска талантов. Да все беговые виды, все нулевые! Юра Борзаковский своими достижениями показал один факт: к сожалению такие таланты, как он появляются в России раз в двадцать-тридцать лет. Мы используем разные методы поиска атлетов, даже нормативы мастерские снизили, чтобы мотивировать спортсменов. У нас в соревнованиях на выносливость, «полторашка», 800 метров, участвует около 90-та спортсменов. Но результаты, которые они показывают нас абсолютно не удовлетворяют. Надо что-то думать...
В России, то ли в силу менталитета, то ли из гипертрофированного чувства собственного достоинства, очень плохо относятся к натурализации спортсменов и до последнего времени даже единичные случаи принятия нашего гражданства иностранными спортсменами вызывали бурю споров и не самых красивых эмоций. А в это время большинство европейских стран выставляют на спринтерские дистанции, дистанции на выносливость, отнюдь не коренных парижан, берлинцев или копенгагенцев.
«Да, мы собираемся двигаться этим путем — это мировой тренд. Вы обратили внимание, что все европейские команды идут по этому пути. Если мы не начнем заниматься тем же, через пять лет будет уже поздно. Нами создана программа по привлечению иностранных атлетов. Но мы не собираемся приглашать Олимпийских чемпионов из Африки, южной Америки или Карибов. Мы хотим, чтобы к нам обучаться ехали юниоры, которые работали бы с нашими тренерами, учились бы в наших университетах. У нас 18 спортивных вузов. В качестве экспериментальной программы выбрана Казань и уже в этом году туда поступит ряд спортсменов, которые хотят обучаться в нашей стране. Мы понимаем, что другого выхода у нас пока нет. Но это не значит, что мы не будем заниматься нашими ребятами. Наоборот, думаю иностранные спортсмены способны даже помочь нашим, покажут, как надо тренироваться. Конечно, эфиопские, кенийские ребята очень талантливы, но одним из факторов их успеха является их большая работоспособность. Но в то же время иностранные спортсмены должны будут принимать наши законы, должны будут говорить на нашем языке, понимать наших людей».
И, конечно, не мог чиновник обойти стороной скандал, который своей яркой, всех цветов радуги, вспышкой едва не затмил само мероприятие. Откровенность Валентина Балахничева в этом вопросе может удивить некоторых, но мысль его понятна: спорт вне политики, а хороший российский закон все поняли не так, как надо.
«Самый неприятный момент случился на награждении российской женской эстафеты. Девочки просто поздравляли друг друга, а многими СМИ это было воспринято как-то странно. Я думаю, что вся эта история с пропагандой гомосексуализма и все эти скандалы на ЧМ-2013 связаны с тем, что в следующем году в России будет проводиться Олимпиада. Не было бы ее, никто бы о нас и не вспомнил. А так эта тема постоянно муссируется в зарубежных СМИ. Касаясь истории, которая сложилась вокруг девушек из эстафеты. Понимаете, они выиграли медаль, которую не выигрывал в России никто в течение восьми лет. Их просто распирала радость, а из этого раздули скандал. Я вам скажу, у меня много друзей нетрадиционной ориентации, и все они милые, умные люди. Но меня ведь абсолютно не интересует, что у них происходит в личной жизни. Да и закон... Закон же ведь хороший, просто не так истолкован. В этом была наша ошибка, мы не разъяснили всем его суть сразу и правильно».
Не будь этого гомо-скандала, все обсуждали бы меню Усейна Болта, которое ему так не понравилось. А так, тема с критикой в адрес организаторов ЧМ в Москве со стороны самого популярного атлета мира прошла практически незамеченной. Но Валентина Васильевича она все же задела.
«Еда в гостинице, где жил Усейн Болт, и правда, была не самой хорошей. Я специально пошел туда пообедать. Не самой хорошей она была с той точки зрения, что она была очень простой, без изысков: макароны, салатик, сок... Все это было одобрено международной федерацией легкой атлетики. Но он же мог позволить себе что-то большее, выбрать что-то из меню шеф повара отеля, раз хотел».
Вот примерно такие итоги чемпионата мира получились у президента Всероссийской федерации легкой атлетики Валентина Балахничева. Интересно будет дождаться официального анализа — в конце года.