«Локомотив» Юрия Сёмина сейчас весь на позитиве: выиграл Кубок России, стартовал с двух побед в новом сезоне РФПЛ, готовится к групповому турниру Лиги Европы.
Всего два тура — казалось бы, сущая ерунда по сравнению с предстоящей дистанцией. Но это если измерять футбол в холодных цифрах. А с точки зрения командной психологии удачный старт стоит очень дорого, тем более что игровых и кадровых проблем у «Локо» на самом деле в избытке. К хроническим, длящимся добавилась ещё и потеря ударного форварда Ари, который получил тяжёлую травму в победном матче против ЦСКА и выбыл из строя на несколько месяцев.
Но за плечами у главного тренера «Локомотива» Юрия Сёмина — сотни пожаров, тонны воды и километры медных труб. И два домашних матча впереди («Анжи» и хабаровский СКА), которые по логике должны закрепить «Локо» во главе таблицы.
В общем, на жизнь Юрий Палыч смотрит, как всегда, с оптимизмом.
«Предпочитаю отталкиваться от позитива»
Константин Столбовский, АиФ.ru: Не поделитесь секретом, Юрий Павлович: как вы форму держите? Что нужно делать, для того чтобы в 70 лет сохранять такую бодрость тела и духа?
Юрий Сёмин: А нет никаких особых секретов. В первую очередь это гены, за что большое спасибо папе с мамой. Мама моя в 94 года никого ни о чём не просила: сама себя полностью обеспечивала, гуляла каждый день. Выходила на улицу, смотрела, как мальчишки играют в футбол, а они её специально ждали: знали, что у неё дома всегда найдётся хороший футбольный мяч. Сидела и смотрела с удовольствием футбол...
Второй важнейший момент: почти всё своё время я провожу с молодёжью, а это бодрит, не позволяет расслабляться. Ну и третье — движение. Я практически все виды спорта освоил.
— Какие, кроме футбола?
— В теннис играю: и в большой, и в настольный. Теннисбол — с удовольствием. В тренажёрный зал хожу по настроению, на велосипеде езжу, когда появляется желание, — особенно длинные прогулки нравятся. Но какой-то целостной программы у меня нет. И никогда не было.
— То есть быть бодрым и здоровым вы себя не заставляете?
— Абсолютно! Желание появилось, есть возможность — я и пошёл: гулять, кататься, играть или качнуть мышцы немножко. Нет желания — значит, это и не нужно.
— Вы счастливо устроены...
— Наверное. Но, знаете, любую жизненную ситуацию можно оценивать как минимум двояко. Можно отталкиваться от негатива, а можно — от позитива. Я предпочитаю второй вариант. Вот это, наверное, и есть ключевой момент: как ты относишься к жизни, так она относится к тебе.
Любую жизненную ситуацию можно оценивать как минимум двояко. Можно отталкиваться от негатива, а можно — от позитива. Я предпочитаю второй вариант.
— Именно в этой связи вопрос: случались в карьере периоды, когда хотелось плюнуть на футбол, забыть о нём навсегда, закончить с профессией и удалиться на покой?
— Ни мыслей таких ещё не было, слава богу, ни, тем более, действий. Как только что-то такое промелькнёт — мучиться не стану ни в коем случае. Какой в этом смысл? Удовольствия от работы не получишь, пользы никому не принесёшь...
— Значит, отрезки без работы — их было в вашей биографии не так много, и продолжительными их не назвать, но тем не менее — не самые приятные моменты в жизни?
— Да нет, тоже по-своему прекрасные.
Легендарный тренер Юрий Сёмин
Легендарный тренер Юрий Сёмин
— В чём же прелесть?
— Говорю же: вся фишка в личном восприятии. Нет у тренера работы — ну что ж, зато появляется возможность отдохнуть от стрессов, нагрузок и мыслей. Подумать о важном, поездить по миру. В моём случае — посетить самые лучшие, самые крупные, самые интересные спортивные мероприятия. Мне такой туризм очень нравится. Есть и нереализованная мечта: попасть на финальный матч чемпионата мира по регби. Очень надеюсь, что она исполнится.
— Почему именно регби?
— Я в своё время работал в Новой Зеландии, где регби — национальная религия, без всякого преувеличения. Очень много матчей смотрел, научился понимать и уважать этот вид спорта. Мужество, которое у регбистов в крови, действительно достойно восхищения. Хорошее регби могу смотреть часами, особенно когда играют австралийцы или новозеландцы.
Есть нереализованная мечта: попасть на финальный матч чемпионата мира по регби. Очень надеюсь, что она исполнится.
— Используете свои непрофильные знания в тренерской практике? Наверное, футболистам есть чему у регбистов в этом плане поучиться...
— Есть, безусловно. И намерения такие у меня как у тренера и педагога тоже присутствуют, но всё руки не доходят. Очень хочется показать парням какой-нибудь из крутых финалов. Обязательно это сделаю!
«Лучшие матчи те, которые выиграл»
— Ваш коллега по тренерскому цеху Сергей Ташуев как-то выдал очень любопытную формулировку. «Нет тренера без работы, — сказал он, — а есть тренер без команды».
— Что он имел в виду?
— Когда профессиональный тренер на паузе, он всё равно находится внутри футбола. Справедливо?
— Это очень индивидуальные ощущения. Тут нет и быть не может единых правил для всех. Ташуев вот именно так себя чувствует, а я, например, немножко по-другому. Если жизнь предлагает тебе отвлечься от работы, значит, так тому и быть. В такие моменты я живу самой простой жизнью. Не напрягаюсь, не мучаю себя мыслями о прошлом или о будущем, а если футбол смотрю, например, то просто в надежде на хорошее зрелище. Пусть это будет красивый футбол, вот о чём думаю. Здорово же: прийти на стадион в доброй компании, расслабиться, отдохнуть, пообщаться, подышать одним воздухом с трибунами. Быть внимательным и наблюдательным, заниматься бесконечным анализом, если ты не вовлечён в процесс, — это абсолютно пустое занятие, совершенно бессмысленное.
Когда я работаю, меня ничто не может отвлечь от работы. Но если я отдыхаю, то о работе никогда не думаю.
— Много смотрите футбола, если не считать матчей из «обязательной программы»?
— Много. И опять же — стараюсь получать от процесса удовольствие. Это в первую очередь. Но если что-то в процессе просмотра затрагивает, вызывает профессиональный интерес, то мне совсем несложно переключиться в режим анализа.
Когда я работаю, меня ничто не может отвлечь от работы. Но если я отдыхаю — о работе никогда не думаю.
— Какой футбол вы предпочитаете для души? Высококлассный зарубежный?
— Почему? Вовсе не обязательно. У нас тоже есть очень неплохие матчи.
— Много вы их, неплохих, видели, скажем, в прошлом сезоне РФПЛ?
— Достаточно много. Если говорить не только о содержании, но и о зрелище, то нужно понимать: качество очень часто создаёт не только игрок, но и публика. Именно так было, например, в чемпионском сезоне со «Спартаком». Даже когда команда выглядела не очень хорошо, трибуны всё равно обеспечивали высокий уровень эмоций и драйва. А в конечном счёте — эффект сильного зрелища.
Там, где за футбол болеют люди, игра смотрится. Поэтому в чемпионате России много интересных матчей.
— С участием «Локомотива»?
— В том числе. На мой взгляд, очень хороший футбол мы показали в финале Кубка России. В матчах первого круга против ЦСКА и «Краснодара», в концовке сезона с «Оренбургом» сыграли интересно. Но вообще, давно замечено: лучшими всегда кажутся матчи, которые ты выиграл.
Там, где за футбол болеют люди, игра смотрится. Поэтому в чемпионате России много интересных матчей.
«Люди поменялись — и ты поменялся вслед за ними»
— Можете, возвращаясь к прошлому сезону, сказать, что выжали из своей команды всё?
— Тут не про тренера нужно говорить. Отвечу так: «Локомотив» реализовал свои возможности процентов на 80, но ни в коем случае не на 100. Но это и хорошо: значит, есть ещё в чём добавить.
— В чём?
— Это уже внутренняя кухня. Зачем дарить конкурентам лишние знания? Мы свои достоинства и недостатки прекрасно знаем, как их развивать или устранять — тоже. Скажу лишь вот что: в команде достаточно много мастеровитых игроков, хорошо технически оснащённых, способных дать качество. Но команда при этом не очень сильна в эмоциональном плане. Здесь мы явно уступаем всё тому же «Спартаку», например. Эмоций нам явно не хватает, а больше мы никому и ни в чём не проигрываем.
— Что в вашей трактовке есть эмоции? Мотивация, кураж?
— Эмоции — это бесконечная борьба. На каждом участке поля, за каждый нерешённый эпизод, за каждый гол, за каждое очко. Вот когда мы этого добьёмся — будет больше побед и совсем другое место в таблице.
Давно замечено: лучшими всегда кажутся матчи, которые ты выиграл.
— Интересное дело: «Спартак», который все — и вы в том числе — так хвалили именно за высокую мотивацию, умение концентрироваться, отдаваться игре, в прежние годы совершенно в этом смысле от конкурентов не отличался. Никак не скажешь, что это была характерная для него черта.
— Совершенно верно. Об этом говорю: эмоции — качество, которое тренируется, прививается, воспитывается в работе. Очень важно, чтобы в команде были люди, способные подавать правильный пример в заданном направлении. Таким был в своё время Евсеев, до него — Горлукович, когда я сам играл за московское «Динамо» — Маслов. Это люди, от которых заряжалась вся команда. Заряжалась и давала результат. Очень важная функция для победы, да и вообще для жизнедеятельности коллектива.
— Где бы только их найти — Евсеевых да Горлуковичей...
— Кто ищет, тот всегда найдёт. Необязательно, кстати, в России. У истинного лидера нет национальности.
— Много раз приходилось слышать от ваших коллег фразу о том, что тренер учится каждый день, невзирая на возраст. Подтверждаете?
— Конечно! Уверяю вас, это не просто слова. Я действительно до сих пор нахожусь в процессе обучения.
Футбол — это сама жизнь. Если ты умеешь не просто смотреть, но и видеть, каждый день обязательно дарит тебе новые знания.
— Чему может научить футбол такого профессора, как Юрий Сёмин?
— Он всегда найдёт. Футбол — это сама жизнь. Если ты умеешь не просто смотреть, но и видеть, каждый день обязательно дарит тебе новые знания, разве нет? Так и в футболе: ты не можешь работать по шаблону, который был актуальным пять или десять лет назад. Люди поменялись, условия, обстоятельства — и ты поменялся вслед за ними. Вот и всё. Вот так я вижу...