С 1 июня по 11 июня 2017 года в многофункциональном огневом центре парка «Патриот», что в Московской области, пройдет первый Чемпионат мира по практической стрельбе из карабина. Для России это событие знаковое — Международная конфедерация практической стрельбы (IPSC) таким образом признает не только то, что в Москве есть вся нужная инфраструктура международного уровня, но и то, что наша страна занимает одно из ключевых мест в развитии этого вида спорта. А спорт развивается очень динамично, количество занимающихся ежегодно увеличивается в разы. Президент Федерации практической стрельбы России, чемпион Европы по практической стрельбе из ружья Виталий Крючин рассказал АиФ.ru о том, почему нашей стране так важно провести чемпионат и почему практическая стрельба развивается такими невероятными темпами.
Владимир Шушкин, АиФ.ru: Виталий Александрович, чемпионат мира по практической стрельбе из карабина — событие новое не только для Москвы, но и для всей страны в целом. Насколько важно то, что его удалось провести в России?
Виталий Крючин: Это очень большое движение вперед. Единственной страной, которая выполнила все международные требования к стрелковому объекту для проведения Чемпионата мира по количеству галерей и обеспечению безопасности объекта, признана Россия.
Минобороны предоставило уникальное стрельбище, предназначенное для боевой подготовки, оно идеально подошло для наших задач. Чтобы провести такой чемпионат, нужно сделать 30 обособленных галерей с дистанциями стрельбы до 300 метров. Чтобы на каждой галерее можно было стрелять, не мешая друг другу. Другим странам это оказалось просто не под силу. Так что, это будет общегосударственный Чемпионат.
Это важно не только со спортивной точки зрения. На чемпионат заявилось очень много иностранцев. То есть вопреки напряженной политической ситуации, международное стрелковое братство все больше начинает выполнять функцию «клуба дружбы с Россией». По сути, каждое международное соревнование по практической стрельбе, в котором принимают участие российские спортсмены, разрушает образ «агрессивной России», навязываемый западным обывателям иностранными СМИ.
— Получается, до этого чемпионаты мира не проводились?
— До этого проводились только чемпионаты по стрельбе из пистолета и стрельбе из ружья.
Мы всегда были в тесном взаимодействии с Министерством обороны РФ, МВД и ФСБ. Мы очень благодарны им за помощь и тогда и сейчас, в подготовке такого ответственного события мирового масштаба. Около половины членов ФПСР — действующие сотрудники силовых ведомств или офицеры запаса. Так нам удалось сохранить и вырастить этот спорт, не используя ни копейки бюджетных денег.
У нас самые крупные делегации на всех крупных чемпионатах и самый высокий зачет по золотым медалям на чемпионах разных стран и крупных международных матчах.
— Практическая стрельба в целом направление новое, причем как в спортивных достижениях, так и в виде массового увлечения. Как давно она появилась в России, как развивается?
— В России практическая стрельба развивается очень бурно, у нас самая крупная федерация, по оценке Министерства спорта РФ за прошлый год, у нас занимается порядка 36 тысяч человек и более 10 тысяч активных спортсменов. У нас самые крупные делегации на всех крупных чемпионатах и самый высокий зачет по золотым медалям на чемпионах разных стран и крупных международных матчах.
Нам интересен на соревновательный дух, он похож на единоборства, а у нас люди любят экстремальные виды спорта. Все зрители будут очень приятно удивлены тем новым видом спорта, который мы представляем сейчас в России.
— Каковы перспективы практической стрельбы у нас? И в смысле спорта, и в смысле массового увлечения?
— Перспектива есть. Немного истории. Первый Чемпионат России по Практической Стрельбе (из пистолета) состоялся в августе 1999 года в Нижнем Новгороде. В ноябре 1999 года Россия приняла участие в XII Чемпионате Мира, проходившем на Филиппинах. Второй чемпионат России состоялся в 2000г. в г. Магнитогорске, так в нем уже приняло участие около 100 человек. А за последние 6 лет количество наших спортсменов выросло в 10 раз. Сейчас функционируют 76 региональных федераций практической стрельбы, более половины имеют государственную аккредитацию. Россия стала членом IPSC в 1999 году. Это спорт активных людей, патриотов. И Чемпионат мира — это новый качественный скачок в развитии.
— На кого в основном рассчитываете в плане развития практической стрельбы — на молодежь или на средний возраст?
— Любви, как говорится, «все возрасты покорны». Стать чемпионом можно в любом возрасте. У нас есть различные классы в этом виде спорта, есть «юниоры» до 18 лет и «ветераны» после 60. Приглашаю посмотреть на их выступление на чемпионате мира, сами убедитесь.
— А вы как к стрельбе пришли?
Сам я первый выстрел сделал лет в 5-6. И мне это понравилось. Потом были стрельба из лука, пулевая стрельба в институте и просто трепетная любовь к оружию, как у всех пацанов. Я был участником первой российской команды по практической стрельбе вместе со Станиславом Дубровским и Анатолием Кондрухом. Мы выступали в мировых спортивных соревнованиях и мое отношение к оружию в корне изменилось. Я понял, какое огромное положительное влияние этот спорт может оказать на каждого владельца оружия и на нашу страну в целом, и решил развивать этот спорт в России, чтобы сделать что-то полезное в своей жизни. Я стал ездить по разным странам мира и заниматься у большинства известных мастеров по практической стрельбе. Многому научился и понял, что не существует еще определенной системы подготовки. Досконально изучил все приемы скоростной стрельбы на разных языках и в разных странах, собрал их в одну эффективную систему подготовки и написал книгу: «Практическая стрельба». На основе этого опыта мы сформировали в России Школу практической стрельбы. Проводили много семинаров и соревнований. И параллельно создавали Федерацию Практической Стрельбы России.
Наши приемы безопасного обращения с оружием помогают резко сократить количество случайных выстрелов, и связанных с ними трагедий. Эти навыки подсознательно проявляются, вспомните «вежливых людей» — ствол вниз, пальчик со спускового крючка снят.
— Многие годы у нас существовало предубеждение, что оружие — это либо спорт, либо охотники, либо спецслужбы и армия. Осталось в обществе это убеждение, не приходится ли его преодолевать, например, при организации соревнований?
— Раньше полиция и военные могли научить стрелять гражданских, сейчас все наоборот! Продвигать практическую стрельбу мы с единомышленниками начали на рубеже 2000-х, встречались представителями силовых структур — военными, ФСБ, милицией. Те поначалу относились к нам, гражданским, с недоверием. Но когда начинали стрелять, отношение сразу менялось. Элементы, которые мы с товарищами демонстрировали, вызвали профессиональный интерес, люди понимали: это то, что действительно нужно — то же выхватывание из кобуры, выстрел. А ведь на его отработку даже патроны не надо тратить, вхолостую тренируешься.
Сегодня многие российские силовики используют элементы практической стрельбы в своей подготовке, и сами занимаются этим видом, участвуют в соревнованиях. Это ФСБ; у МВД поменялся курс стрельб: добавили новые дистанции — семь, пятнадцать метров, начали учитывать время поражения цели; используют приемы безопасного обращения с оружием из практической стрельбы. В курсе огневой подготовки Минобороны появились десять упражнений с элементами практической стрельбы. Учащиеся Рязанского десантного училища проходят курсы инструкторов по практической стрельбе.
Наши приемы безопасного обращения с оружием помогают резко сократить количество случайных выстрелов, и связанных с ними трагедий. Эти навыки подсознательно проявляются, вспомните «вежливых людей» — ствол вниз, пальчик со спускового крючка снят.
Сейчас довольно много высокопоставленных чиновников занимаются практической стрельбой — это наши союзники.Они видят, что это полезный и важный вид спорта.
— То есть на спецслужбы повлияли. А гражданам обычным это что дает?
— Практическая стрельба — это как раз та площадка, на которой изучается феномен «российский гражданин и оружие», «гражданин и пистолет». Мы участвуем с ним (с оружием) в соревнованиях, изучаем строгие правила безопасности, стараемся показать, что граждане с легальным, спортивным оружием не опасны. Ведь преступления с легальным оружием составляют мизерные доли процента.
Сейчас довольно много высокопоставленных чиновников занимаются практической стрельбой — это наши союзники. Рогозин Дмитрий Олегович, Сергей Кириенко, первый заместитель главы администрации президента, Щеголев Игорь Олегович, помощник Президента РФ. Есть еще несколько высокопоставленных чиновников, но я не уполномочен называть их имена. Они видят, что это полезный и важный вид спорта.
Культура обращения с оружием сохраняет жизни граждан, так же, как и соблюдение правил дорожного движения. У стрелка вырабатывается во время тренировок с пистолетом постоянное активное внимание к направлению ствола. И он никогда не направит ствол на человека даже случайно.
— Если простой человек захочет заняться практической стрельбой, что он должен сделать, куда вступить?
Чтобы вступить в Федерацию надо иметь лицензию на огнестрельное оружие (или разрешение на приобретение), пройти курсы безопасного обращения с оружием, оплатить взносы и заполнить анкету. Для получения разрешения необходимо собрать некоторые справки из медучреждения, из диспансеров, прослушать курс безопасного обращения с оружием и сдать зачет на знание правил.
Есть наши «железные» правила: «Я буду всегда обращаться с оружием как с заряженным. Я никогда не направлю оружие туда, куда не хочу стрелять. Перед тем как выстрелить, я всегда проверю, что перед мишенью и за ней. Я никогда не коснусь пальцем спускового крючка, пока ствол не будет направлен на мишень». Это кредо стрелка нашей Федерации. Я уверен, что это должно быть главными правилами для любого человека, берущего в руки оружие. Эти правила написаны кровью и являются фундаментом культуры владения оружием. Культура обращения с оружием сохраняет жизни граждан, так же, как и соблюдение правил дорожного движения. У стрелка вырабатывается во время тренировок с пистолетом постоянное активное внимание к направлению ствола. И он никогда не направит ствол на человека даже случайно.