В советские годы побеги отечественных атлетов по политическим мотивам были не таким уж и частым явлением. По крайней мере, в этом смысле спортсмены безоговорочно уступали представителям творчества, например, тем же артистам балета.
Талант с непростой судьбой
Самая громкая история подобного рода на Олимпиадах с участием советского атлета произошла на летних Играх-1976 в Монреале. И завершилась она весьма неожиданно.
В середине 1970-х годов специалисты заговорили о том, что в советских прыжках в воду появился вундеркинд. Юный Сергей Немцанов поражал экспертов своей сложной программой и той уверенностью, с которой парень выполнял элементы на уровне лучших спортсменов мира.
В 1974-1975-х гг. он легко выигрывал юношеские чемпионаты СССР в соревнованиях на вышке и на трамплине, блестяще выступал на международных соревнованиях и стал кандидатом на поездку на Олимпиаду.
У Сергея была довольно непростая судьба: отец, военный летчик, оставил семью и ограничивался лишь выплатой алиментов; мать мальчика решила, что личная жизнь важнее ребенка, оставив Сережу на попечение бабушки.
Прыжки в воду стали для парня настоящей отдушиной, и довольно быстро стало понятно, что у Немцанова большое будущее. Ради этого будущего бабушка решилась на переезд с внуком из Фрунзе в Алма-Ату, где условия для тренировок были значительно лучше.
Любовь и провал
Перед Олимпиадой-1976 Немцанов превратился в главного фаворита турнира по прыжкам в воду. Интерес зарубежных зрителей объяснялся еще и тем, что Сергею приписали роман с юной американской прыгуньей Кэрол Линдер, дочерью миллионера. Отец девушки отрицал, что между молодыми людьми, познакомившимися во время предолимпийских соревнований, есть что-то, кроме дружбы, но пресса мертвой хваткой вцепилась в романтический сюжет.
Кэрол на Олимпиаду не отобралась, но специально приехала, чтобы поболеть за Сергея.
Но Немцанов в соревнованиях на 10-метровой вышке оглушительно провалился, заняв лишь 9-е место. То ли «перегорел», то ли сказался недостаток опыта, то ли просто ошиблись в подготовке. Как бы то ни было, свидетели утверждали, что Сергей был страшно подавлен неудачей.
Но ничего не поделаешь, настала пора возвращаться домой. Когда Немцанова пришли звать на обратный рейс в Москву, оказалось, что Сергея в номере нет.
А вскоре местные СМИ уже трубили о том, что молодой советский спортсмен попросил политического убежища.
Назад пути нет?
На протяжении всего олимпийского турнира в Монреале вокруг советской делегации крутились различные «переводчики» и «волонтеры» с хорошим знанием русского языка, которые делали спортсменам намеки на то, что могут помочь с тем, чтобы остаться в Канаде. Большинство атлетов от таких предложений отказывались, а Немцанов согласился.
Сергея убеждали: его неудачи связаны с плохим отношением к СССР на Западе, но стоит Немцанову поменять гражданство, и победы пойдут одна за одной. А кроме того, оставшись, он сможет жениться на возлюбленной.
Как позже рассказывал сам Сергей, изначально он просто отправился с Кэрол и новыми канадскими друзьями в кино, чтобы развеяться. Потом веселая компания поехала на виллу, где их ждали отнюдь не безалкогольные напитки. Немцанов через какое-то время уснул, а когда проснулся, ему включили радио, где в новостях сообщали, что он «выбрал свободу».
Ему поясняли: назад пути нет. После такого в СССР с карьерой будет покончено, а, возможно, еще и посадят. Так что Немцанов решил плыть по течению – будь что будет.
Голос родного человека
В Советском Союзе специалисты, работавшие по «делу Немцанова», обнаружили брешь в канадской версии. Дело в том, что требовать убежища мог только 18-летний гражданин, а Сергей совершеннолетия не достиг.
Канадская сторона решила потянуть время, но советские представители добились встречи с «невозвращенцем». Первое свидание произвело тягостное впечатление: Немцанов выглядел пьяным и плохо осознающим, где он находится. Парень только повторял: «Я выбрал свободу, я выбрал свободу».
Канадцы были уверены, что теперь Немцанов точно останется на Западе, но у советской стороны в рукаве оказался козырь. На вторую встречу они привезли аудиозапись, на которой к Сереже обращалась бабушка. Женщина умоляла внука вернуться, ведь он для нее оставался единственным близким человеком.
Западные журналисты, пишущие об истории Немцанова, называют этот шаг «грязным приемом». Хотя обработка несовершеннолетнего, которую вели так называемые «друзья», тоже не проводилась по правилам высокой морали.
Как бы то ни было, но голос бабушки вывел Сергея из оцепенения, и он объявил, что хочет вернуться в Советский Союз. Никакие страхи репрессий не пугали Сергея так, как слезы человека, его вырастившего.
На прощание канадская сторона обратилась к Москве с просьбой не наказывать парня. Советские представители подтвердили: никаких кар на его голову не обрушится.
Он все-такие переехал в Америку. Вместе с сыном
И действительно, неприятности были у тренеров, руководителей делегации, но не у самого Немцанова. Он продолжал тренироваться, поступил в институт и вел обычную жизнь. Вот только результаты стали поскромнее. Правда, в 1979 году Сергей снова «выстрелил», выиграв чемпионат СССР по прыжкам с 10-метровой вышки. Это позволило Немцанову отобраться на свою вторую Олимпиаду. Но и на Играх-1980 он не блеснул, закончив выступления на 7-м месте.
Вскоре Сергей завершил карьеру, женился, в семье появился ребенок. Брак, однако, не стал счастливым, последовал развод, а бывший спортсмен «подсел на стакан». К счастью, вовремя сумел наладить жизнь, снова женился, на сей раз куда более удачно.
Сын Сергея Денис, окончив школу, отправился на учебу в США. Вслед за ним в Соединенные Штаты перебрался и сам участник Олимпийских игр вместе с женой. На новом месте Немцанов открыл автомастерскую, добившись успеха.
А история побега и возвращения советского прыгуна вошла в историю Олимпиад и до сих пор будоражит умы конспирологов, жаждущих понять, что же все-таки это было на самом деле?