Примерное время чтения: 9 минут
3606

Подданные шахматной короны. Кто победит в матче за звание чемпиона?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Почему становится всё меньше рыбы, птиц и зверей 24/11/2021
В сентябре Непомнящий и Карлсен встречались на турнире Norway Chess. Там победа досталась норвежцу.
В сентябре Непомнящий и Карлсен встречались на турнире Norway Chess. Там победа досталась норвежцу. Леннарт Отес / Norway Chess

В матче за мировую шахматную корону, который состоится с 24 ноября по 16 декабря в Дубае,  встретятся норвежец Магнус Карлсен и Ян Непомнящий.

Накануне поединка «АиФ» пообщался с Яном. Мы намеренно избегали вопросов о предстоящей встрече, зато поговорили о звёзд­ной болезни, футболе, компьютерах, мошенниках и драме, которая нужна, чтобы кино о шахматах смотрели.

Владимир Полупанов, «АиФ»: Ян, в возрасте 12 лет вы уже выиграли три чемпионата Европы, затем мира. Про тот период вы сказали в одном из интервью: «Звёздной болезнью я, наверное, переболел в детстве. В этом плане мне немножко повезло». Какие у болезни были признаки?

Ян Непомнящий: Я много чего говорил в разных интервью (улыбается). Звёздная болезнь проявлялась в отношении к делу. Наверное, я неправильно относился к успехам, считая их чем-то само собой разумеющимся. Никаких усилий прикладывать не нужно, надо только подставлять лукошко, всё в него будет падать само. В те годы я существенно меньше работал над шахматами, чем мои сверстники. Меньше имел возможностей играть в турнирах в силу разных причин. В возрасте 12–13 лет многие шахматисты становятся гроссмейстерами. Как, например, Сергей Карякин. Сегодня, если ты им не стал в этом возрасте, считается, что немного «отстаёшь от графика». Но тогда было другое время (Ян титул гроссмейстера заслужил в 17 лет. – Ред.).

Зачем шахматисту тренер?

– Вы работаете с тренером по физподготовке. Вклад физической формы в успех сколько процентов?

– Там, где небольшое количество партий – возьмём средний турнир в 9 туров, – физическая форма может вообще не сыграть роли. Другое дело – более длительные дистанции. Физическая подготовка очень важна, чтобы играть ровно, без сбоев, быть готовым постоянно выкладываться, тратить силы, энергию. Она – один из крае­угольных камней в успехе.

– Как-то участвовал с вами в одном футбольном турнире. Для шахматиста вы неплохо играете.

– Спасибо, но, думаю, вы мне немного льстите по поводу моих футбольных навыков. Тем более что сейчас из-за пандемии играю существенно реже. Раньше старался раз в три недели: не суть важно, на каком поле – в мини-футбол или на большом стадионе. Самые разные любительские форматы. Теперь в основном даю организму другие варианты нагрузок – силовые тренировки в спортзале, плавание.

– За кого болеете в футболе?

– Не секрет, что за московский «Спартак». Испытываю большую симпатию к «Барселоне». Сейчас, конечно, у клуба сложное время, надо немного перетерпеть. Обидно, что Месси ушёл и вряд ли вернётся в ближайшее время. Но, как говорится, снявши голову, по волосам не плачут.

Ян Непомнящий на матче московского «Спартака», за который он болеет.
Ян Непомнящий на матче московского «Спартака», за который он болеет. Фото: @lachesisq

– С тренером по физподготовке понятно. А что даёт тренер-шахматист опытному гроссмейстеру?

– Если самостоятельно пытаться готовиться, искать новые идеи, обрабатывать новую информацию, изучать партии соперника, то очень быстро кончится либо время, либо силы, либо и то и другое. Тренер в значительной степени отвечает за подготовку к партиям, хорошую шахматную форму, оснащённость новыми дебютными идеями. Футболистам на тактических занятиях показывают матчи соперников, рассказывают, кто куда бежит, кто с кем играет. В шахматах похожая история. Тренер, секундант, иногда спарринг-партнёр очень помогают, в том числе и в поиске слабых мест соперника и в устранении собственных недостатков.

Серое вещество против компьютера

– Пандемия серьёзно усложнила жизнь шахматистам?

– Понятно, что жизнь она никому не облегчила. Я долго сомневался, стоит ли делать прививку. Но всё-таки вакцинировался в феврале-марте перед турниром претендентов. Прикинул, что вероятность заболеть немаленькая и вакцинация существенно эту вероятность сокращает. А в остальном сложностей у меня не было. Большая часть шахматной работы сегодня ведётся удалённо, онлайн. Люди занимаются в том числе и по скайпу. Это было и до наступления пандемийных времён, просто сейчас применяется ещё чаще. Правда, могу сказать, что гораздо приятнее, эффективнее – с большим КПД – работать за доской. Именно поэтому в команде сегодня привились все. Мы систематически сдаём плановые тесты и надеемся, что эпидемия рано или поздно закончится.

– Хочу спросить про онлайн-турниры. Многие отмечают, что есть там проблема с мошенничеством. Так называемых читеров выявить сложнее.

– Наш спорт существует онлайн довольно давно, с конца 90-х. Только если раньше это была такая вещь в себе, для гроссмейстеров, которые между собой играли, тренировались, то сегодня распространённая практика. Сейчас мы переживаем пик онлайн-формата: проводится масса турниров с хорошими призовыми фондами. Думаю, что это явление вряд ли сойдёт на нет.

А проблема читерства, к сожалению, существует с момента появления более-менее сильных портативных компьютеров. Сейчас уже любой ноутбук и смартфон могут обыграть сильного гроссмейстера. У мошенников появилась масса возможностей обмануть – можно смотреть трансляции в игровых зонах, заводить помощника, который будет присылать сообщения… Есть миллион способов сжульничать, и, к сожалению, с этим почти ничего нельзя сделать. На каком основании можно подозревать человека? На том, что кто-то играет слишком сильно? Поймать за руку можно только в исключительных случаях, из-за неосмотрительности. Честные игроки сопротивляются этому явлению, как могут. Онлайн-турниры проходят с демонстрацией экрана, с камерами, которые контролируют периметр и самого игрока. Плюс есть судьи, которые находятся вместе с игроком в клубе или игровой комнате – то есть в специальных местах, авторизованных игровых зонах, одобренных для проведения важных турниров. Но и это не даёт возможности свести к нулю мошенничество. В каких-то блицпартиях, небольших онлайн-турнирах, где всё держится на честном слове, для мошенников раздолье.

Фото: Леннарт Отес / Norway Chess

– Как я понимаю, для подготовки гроссмейстеру сегодня необходим мощный компьютер. А как справлялись Таль, Ботвинник, Карпов?

– Если измерять удельный вес шахматных побед, то сложно сопоставить прежние времена и нынешние. Но и тогда люди находили глубочайшие, интереснейшие идеи – некоторые из них получают полное подтверждение и сегодня, с учётом компьютерного анализа. Казалось бы, всё можно проверить и перепроверить тысячу раз, но многие идеи базируются на интуиции, общем понимании шахмат и не опровергаются. Тогда у кого-то были аналитические бригады чуть лучше, у кого-то похуже, но в целом все были в равных условиях, все рассчитывали на человеческий анализ, грубо говоря, на «серое вещество».

– А сейчас у кого компьютер лучше, тот и в плюсе?

– Вряд ли у кого-то есть серьёзное доминирование в технологиях. Мне кажется, все пользуются примерно одними и теми же машинами. Да и нельзя сказать, что выход на прин­ципиально новые мощности даёт решающее преимущество. Компьютер лишь поставил шахматистов в равные условия в плане анализа.

Страсти и пороки

– Читал вашу статью про сериал «Ход королевы». У главной героини, шахматистки, трагичная судьба, и в этом кино она подаётся как типичная.

– К своему стыду, признаюсь, что книжку Уолтера Тевиса, которая легла в основу сериала, я так и не прочитал. Пока. А сериал снят так, потому что вряд ли интересно смотреть про судьбу девочки-отличницы, которая прилежно училась, а потом всё время побеждала. Конечно, интересно смотреть про страсти, вредные привычки, пороки, взлёты и падения. Нужна драма, чтобы сюжет был более привлекательным. Таким его и сделали в сериале.

– Были ли у вас случаи, как у героини сериала, когда вы играли с похмелья?

– Были партии не очень важные, когда я ночь накануне «не спал как следует». И совершенно необязательно они заканчивались плачевно. Знаю шахматистов, которые злоупотребляют, но сам я не большой любитель выпить. Делаю это лишь иногда, чтобы немного расслабиться.

Факты

  • Ян Непомнящий и Магнус Карлсен – ровесники. Оба родились в 1990 г. Первый в Брянске, второй в норвежском Тёнсберге (население 39 тыс. чел.).
  • В апреле 2021 г. Непомнящий выиграл турнир претендентов в Екатеринбурге и получил право сыграть с действующим чемпионом мира. Это звание у Карлсена с 2013 г. В 2016 г. отобрать звание у Карлсена пытался Сергей Карякин, но уступил на тай-брейке.
  • Непомнящий – неудобный соперник для Карлсена. Ранее он побеждал его в четырёх классических партиях при одном поражении и шести ничьих.
  • Матч-2021 будет состоять из 14 классических партий. В случае ничьей – тай-брейк. Если счёт вновь остаётся равным, проводятся две блиц-партии.
  • Призовой фонд – 2 млн долл. Победитель получит 60%, проигравший – 40%. В случае победы на тай-брейке соотношение будет 55 и 45%. После матчей с участием Каспарова таких финансовых условий не было.
  • 9 из 16 чемпионов мира по шахматам были из СССР/РФ – Алехин, Ботвинник, Смыслов, Таль, Петросян, Спасский, Карпов, Каспаров, Крамник. В 2007 г. Крамник уступил корону индийцу Ананду. С тех пор у нас её не было.

В подготовке к матчу за звание чемпиона мира Яна Непомнящего поддерживают «ФосАгро», «Сима-ленд», Marathon Group, «Норникель» и Chess.com. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы