К скандалам в биатлоне российским болельщикам не привыкать. Очередной из них случился на днях в Республике Якутия, где спортсмены проходили сборы. Кандидат в сборную России Юрий Шопин неудачно расслабился после очередной тренировки, заработав на ровном месте годичную дисквалификацию.
Не первое нарушение режима
1 декабря на портале Министерства спорта России появилось короткое сообщение об изменении состава национальной сборной по биатлону: из списка был выведен 27-летний Юрий Шопин. За что и по какой причине, не сообщалось. Лишь спустя несколько дней стали известны подробности дела, о которых рассказал портал News.ru.
«Вечером после упорной тренировки в Алдане Юрий решил расслабиться с помощью алкоголя и хорошо провел время.
В тот момент, когда рано утром к нему постучался иностранный допинг-офицер, биатлонист еще не до конца протрезвел и пришел в себя, а потому визит незваного гостя встретил слишком агрессивно, что наверняка получило в итоге отражение в рапорте офицера.
Так обычное нарушение режима, с которым можно было справиться кулуарно и без огласки, обернулось крупным скандалом, замять который никак не получится. Остается надеяться, что необходимый допинг-тест Юрий, может быть, после уговоров тренеров и товарищей по команде все-таки прошёл, иначе ему светило бы четыре года дисквалификации по кодексу WADA».
Как оказалось, подобные ситуации с Шопиным случались и раньше, разве что обходилось без участия допинг-офицеров. В какой-то степени можно сказать, что спортсмену не повезло, что именно в это утро его решили проверить. С другой стороны, снимать стресс алкоголем в самом начале сезона, наверное, не совсем правильно. Рано или поздно этим должно было закончиться.
«На самом деле это слишком мягко, потому что Шопин, насколько я знаю, именно по этой части уже замечался. Ему делались устные замечания. Вообще впервые принята такая мера, которая, честно говоря, уже крайняя. Он не слышал никого, не внимал просьбам одуматься. Таких случаев было не один, не два и даже не три.
Я считаю, что в СБР стоит ввести такую же дисциплинарную комиссию, как и в футболе, которая рассматривала бы подобные случаи и принимала исключительно жесткие меры. Потому что они уже взрослые люди, не дети. Они все знают и много чего видели.
Но те, кто позволяет себе подобного рода выпады, должны быть наказаны самым жестким образом. Как вообще себе можно позволить такие вещи? На тебя смотрят молодые спортсмены, какой пример ты подаешь?» — так прокомментировал ситуацию «Спорту день за днем» двукратный олимпийский чемпион по биатлону Дмитрий Васильев.
Чуть менее категоричен к партнеру был другой российский биатлонист Антон Бабиков:
«Юра — талантливый спортсмен, желаю ему определиться с тем, чего он хочет, обрести максимальную мотивацию и добиться своего».
Что дальше?
Шопину сейчас 27 лет, в марте исполнится 28, а закончится срок незадолго до 29-летия. Означает ли это, что годичная дисквалификация может стать пожизненной? Вероятнее всего, да.
Дело в том, что Шопин в последние годы являлся талантливым кандидатом в сборную, но пробивался в состав крайне редко. Прошлый сезон, например, он пропустил полностью. А предыдущих трех провел в сумме только десять гонок. Лучшее место на Кубке мира — 31-е в гонке преследования в Оберхофе в сезоне-2016/17. На следующий год приехал 97-м на немецком этапе в Рупольдинге. Наконец, свои последние гонки на Кубке мира он провел в сезоне-2018/19 в Канморе и Солт-Лейк-Сити. А попал он туда не в последнюю очередь по причине наличия американской визы, которая была не у всех спортсменов сборной России. Вот занятые там места в трех гонках: 69, 56, 47. Ничего выдающегося.
Так что в сборной России вряд ли сильно жалеют о дисквалификации своего спортсмена, если не считать, конечно, имиджевых потерь.
Павлова: «Мне некомфортно в команде»
Одной неприятностью с Шопиным в сборной России не обошлось. Женщины тоже учудили. После одной из гонок на втором этапе Кубка мира в Контиолахти российская спортсменка Евгения Павлова обрушилась на тренерский штаб. Вот ее слова в эфире «Матч ТВ»:
«Не знаю, что со стрельбой. Спросите тренера. Не могу понять. Уже до слёз. Поменялось что-то? Ничего. Пришла в команду, но чувствую себя некомфортно, хотя продолжаю работать. Пока ничего не понимаю. Мне не смешно. Не понимаю, что случилось.
Есть ли связь с тренером? Тренер говорит, что всё нормально. Вот и всё. Больше ничего не говорит. Впереди ещё гонки? Не знаю, будут гонки — буду работать дальше. Зачем что-то обсуждать? Хочу работать дальше. В том году меня здесь не было. Сейчас мне здесь некомфортно. Но буду работать. Надеюсь, всё наладится».
Можно только представить состояние, в котором потом пребывал тренерский штаб сборной России. Ее готовят и подводят к сезону, а в ответ получают «мне некомфортно» и «спросите тренеров».
Нужно ли говорить, что спустя время Павлова дала заднюю и свалила все на свое эмоциональное состояние после неудачной гонки. Вот ее мнение спустя несколько часов после первоначального заявления:
«Мне комфортно в команде, меня устраивают тренеры, ни к кому нет претензий, все нормально общаются. Я на эмоциях сказала, что меня не устраивает моя стрельба и я не понимаю, что с ней.
Прихожу на интервью чуть ли не в слезах, и меня начинают вопросами заводить: а почему, а тебе некомфортно? Я готова работать, у меня нет претензий к тренерам. Но что-то происходит со стрельбой — и да, я сильно загоняюсь, любой будет переживать».
В российском биатлоне жарко. Один пьет и гоняет допинг-офицера, а другая в открытую сваливает неудачи на тренеров. Жаль, что активность никак не связана с победами или хотя бы попаданием в призы на гонках.