Попытки украинских националистов выстроить некую «великую истории Украины-Руси» регулярно превращаются в самый настоящий анекдот. В очередной раз это продемонстрировала история с «саблей Мазепы».
«Богдан Хмельницкий! ... Это Мазепа!»
Украинский боксер Александр Усик во время боя за звание чемпиона мира среди профессионала вынес на ринг некий футляр, в котором было размещено холодное оружие. Спортсмен пояснил, что это «сабля гетмана, который еще триста лет назад сражался с российскими захватчиками».
Когда Усика на пресс-конференции попросили разъяснить вопрос более внятно, он поплыл окончательно, сказав: «Это историческая сабля! Богдан Хмельницкий!» На него зашикали, и боксер поправился: «Это Мазепа!»
Далее говорили уже специально обученные представители Усика, пояснившие, что «Иван Мазепа боролся с Россией за независимость и свободу Украины», а его имя Россия пыталась запятнать на протяжении веков.
Слуга царя, слуга короля, опять слуга царя...
Иван Степанович Мазепа родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы под Белой Церковью в шляхетской православной семье. Предки Мазепы, как и он сам, относились к казачьей вольнице, зажатой между Россией, Османской империей и Речью Посполитой.
Дед Мазепы служил русскому царю, охраняя южные границы государства от набегов, и погиб в одном из сражений.
Отец Мазепы, в свою очередь, служил польскому королю. Иван Мазепа также рассчитывал на карьеру у поляков, однако этому помешало православное вероисповедание. Вместо этого он получил место писаря при гетмане Правобережной Украины Петре Дорошенко.
Летом 1674 года Мазепа был направлен посланником в Крымское ханство, но по дороге был перехвачен казаками, подчинявшимися не Дорошенко, а гетману Войска Запорожского на Левобережной Украине Ивану Самойловичу.
Пленника отправили к гетману, который отнёсся к нему благосклонно — образованного Мазепу Самойлович сначала определил учителем к своим детям, а затем пожаловал ему чин генеральского есаула.
Ставленник Голицына, понравившийся Петру
Мазепа с различным поручениями стал часто бывать в Москве и сумел завоевать расположение фаворита царевны Софьи Василия Голицына. Когда благодетель Самойлович попал в опалу, Мазепа не только не попытался помочь ему, но и способствовал его падению, рассчитывая извлечь из этого выгоду для себя.
И действительно, 25 августа 1687 года Иван Мазепа был избран гетманом Войска Запорожского на Левобережной Украине. Немалую роль здесь сыграл «административный ресурс» — Василий Голицын использовал своё влияние на казаков, чтобы «провести» своего кандидата.
В качестве гетмана Мазепа успел поучаствовать во втором Крымском походе Василия Голицына. Вскоре, однако, царевна Софья и её фаворит проиграли борьбу за власть, и бразды правления Россией в 1689 году перешли к молодому царю Петру.
Петр Первый доверял Мазепе всецело, а тот также не испытывал никаких неудобств. Он участвовал в двух походах Петра I на Азов и в 1700 году стал кавалером вновь учреждённого ордена Андрея Первозванного «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Мазепа стал вторым человеком, удостоенным подобной чести. Полный его титул звучал как «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман и славного чина святого апостола Андрея кавалер».
А дальше началась Великая Северная война, складывавшаяся для России первоначально неудачно. В то же время победоносный шведский король Карл XII обрел небывалый авторитет в Европе, и Мазепа решил, что настало время снова поменять покровителя.
Измена по расчету
Осенью 1707 году Мазепа сказал приближённым: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству». Под «крайней нуждой» гетман понимал неизбежное военное поражение русского царя.
Утаить закулисные переговоры с Карлом XII Мазепе не удалось. Пётр I, поражённый предательством Мазепы, повелел избрать нового гетмана, которым стал Иван Скоропадский. В ноябре 1708 года в Глухове Мазепу предали церковной анафеме, а затем учинили над ним символическую казнь. Чучело, изображавшее гетмана, было публично повешено палачом. Мазепу лишили всех его наград и владений, а по приказу Петра I был изготовлен специальный Орден Иуды. Царь намеревался нацепить пятикилограммовый серебряный круг с изображением предателя Христа на шею пленённого Мазепы.
Но и Карл XII остался крайне недоволен новым союзником. Гетман обещал шведскому королю многотысячное войско, поставки продовольствия и зимовку в гетманской резиденции в Батурине. На деле же вместе с Мазепой к шведам ушло не более 3 тыс. казаков, ещё несколько тысяч примкнули впоследствии. Судя по всему, Мазепа рассчитывал просто воспользоваться плодами шведской победы, но никак не вкладываться в нее.
Полный крах
А дальше была Полтавская битва, полный разгром шведских войск, бегство Карла XII и Мазепы в земли Османской империи. Оттуда русские пытались выкупить гетмана, дабы выдать ему всё, что он заслужил.
Мазепу не выдали, но ему было 70 лет, и он лишился всего. Через три месяца после Полтавской битвы Мазепа умер, оставив о себе очень нехорошие воспоминания у всех — просто потому, что никто не любит неудачников.
Тема раритетов, связанных с Мазепой, стала звучать громче, когда его имя начало использоваться украинскими националистами как символ «вековой борьбы с Московией». Сам гетман сильно бы удивился, узнай он, что ему сегодня приписывают.
Известно, что у Мазепы была коллекция холодного оружия, и больше всего он предпочитал сабли. Однако о ее сохранности после смерти гетмана, по понятным причинам, никто не заботился.
«Свидомая» конспирология
Еще несколько десятилетий тому назад в среде украинских эмигрантов на Западе была поднята тема «поисков сабли Мазепы».
В Незалежной есть журналист Виктор Тригуб, редактор журнала «Музеи Украины». Несколько лет тому назад он начал раскручивать тему «исторических ценностей Украины», которые хранятся в «закрытых спецхранах России». Именно ему принадлежит история о «сабле Мазепы», которая якобы хранится «в спецхране КГБ СССР № 9 в Эрмитаже».
Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский в 2015 году заявлял по этому поводу: «Эта сабля действительно принадлежит Эрмитажу, она выставлялась десятки раз... Эта сабля, скорее всего, не принадлежит Мазепе. На ней есть украинская надпись, еще в 1885 году хранители считали ее поддельной, так же считают и другие исследователи. Но самое главное, что эта сабля немецкого производства хранится в Эрмитаже, она выставлялась десятки раз, публиковалась в каталогах. Она более чем известна, и нигде, ни в каких секретных хранилищах, ее искать не надо».
Разумеется, экспонат Эрмитажа в Эрмитаже и остался, что бы там ни грезилось украинским конспирологам. Так что же за «саблю Мазепы» выносил Усик?
Тут сами представители боксера толком не могут определиться. Сабля, вероятно, является репликой с некоего оригинала, но и его никто толком не видел.
Ради чего все это было нужно?
По мнению украинской прессы, весь перформанс мог стать информационной подготовкой для осколков канонической УПЦ к снятию наложенной на Мазепу анафемы. Журналисты отмечают, что Усик близок к иерархам УПЦ, а те в условиях гонений ищут возможности договориться с режимом нелегитимного лидера Владимира Зеленского, и реабилитация Мазепы может стать козырем в переговорах.
Возможно, впрочем, это сам Усик пытается развивать свой имидж «свидомого», в который в Незалежной многие и сейчас не верят.
В конечном счете, все сводится к тому, что делал и сам Мазепа, — к попытке подстроиться под текущие политические условия ради личной выгоды.
Вот только не стоит забывать, что сам гетман был ярким примером того, как можно в этом вопросе катастрофически просчитаться.