Всё поэтическое творчество Высоцкого — парад перевоплощений. «Своим в доску парнем» его считали моряки и лётчики, уголовники и учёные, альпинисты и шахтёры — настолько точной, тонкой, истинно народной была его поэзия.
И спортсмены из этого ряда, конечно же, не выпадают. Высоцкий был очень неравнодушен к спорту. Чтобы понять это, даже не нужно глубоко изучать биографию Владимира Семёновича: достаточно взгляда на его ладную, подтянутую, точёную фигуру.
В артистической среде он был лучшим спортсменом, в спортивной — лучшим артистом...
Вечное столкновение
«Я очень много занимался спортом, когда был помоложе, — рассказывал Высоцкий в одном из интервью. — Занимался просто так, занимался боксом, акробатикой, да многими всякими видами спорта. А потом, когда стал актёром, стал заниматься спортом для сцены, потому что там приходится делать всякие акробатические номера. У нас театр синтетический. У нас даже есть люди из циркового училища. И, когда нужно было готовиться к спектаклям — клали маты, тренировались, ходили по проволоке и так далее.
И ещё я стал заниматься спортом в связи с песнями. Я очень серьёзно отношусь к спортивным проблемам, и поэтому пою песни о спорте. Чаще всего это песни шуточные, потому что в спорте есть большая драматургия. Там есть столкновение всегда — кто-то хочет выиграть, кто-то не хочет проиграть. А это уже парадокс...»
Это самое «вечное столкновение» — именно то, чем манил Высоцкого спорт. Он ведь и жил на разрыв, и творил так же, черпая вдохновение в изломах характеров и целых судеб. Спорт в этом смысле — очень благодарный социальный срез. При этом спортивным сленгом Высоцкий владел в совершенстве, а ведь это очень непростая наука: говорить на языке профессионалов так, чтобы огни тебя не только понимали, но и принимали.
«Нет таких вершин, что взять нельзя». 10 цитат Владимира Высоцкого
«Мы жили каждым его словом»
Все эти сугубо специальные словечки, целые речевые обороты, точные наблюдения, которыми пронизано спортивное творчество Высоцкого, — откуда они? Ответ, в общем, прост, если зачесть за простоту удивительный талант Высоцкого не только слушать, но и слышать. В спортивной среде у Владимира Семёновича было множество друзей.
— Мы познакомились с ним в 1975 году, когда под флагом сборной СССР выступало всё киевское «Динамо», — рассказывал, например, знаменитый футболист Олег Блохин, обладатель «Золотого мяча» 1975 года. — Готовились в подмосковном Новогорске к товарищеской игре с итальянцами, он приехал выступать и, как он сам говорил, «познакомиться с теми, кто навёл шороху в Европе»: мы весной 75-го выиграли Кубок кубков. Часа на четыре заставил нас забыть обо всём на свете, полностью владел нами, пел, лишь изредка беря паузу, чтобы отдышаться. Он не веселил нас и не забавлял, что иногда делают приезжающие к спортсменам артисты. Мы жили каждым его словом, переживали вместе с ним, негодовали, смеялись и грустили.
За кого болел Высоцкий?
Такого рода встречи вспоминают советские хоккеисты, пловцы, тяжелоатлеты — как правило, члены сборных команд, не клубных. Насчёт клубных пристрастий Высоцкого существует, кстати, сразу несколько версий, а доминирует среди них армейская. Сын Высоцкого Никита уверяет, что Владимир Семёнович болел именно за ЦСКА — в силу того, что его отец был военным.
Знаменитый армеец Владимир Пономарёв подтверждает: «Да, Высоцкий болел за ЦСКА. Дважды устраивал нам концерты на базе в Архангельском. Исполнял не только спортивные песни — любые. Ужинали вместе, он рассказывал анекдоты, затем его увозили на машине. Высоцкий запомнился очень простым и доброжелательным человеком. Никакого высокомерия».
Но вот сам Высоцкий сделал как-то такое признание:
— За какую футбольную или хоккейную команду я болею? За хорошую. За ту, которая лучше. Это ведь, в общем, детская болезнь — «болеть». У меня была такая песня: «Я болею давно, а сегодня помру на Центральной спортивной арене». Поэтому я думаю, что если бы я болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь матче. Я тоже раньше болел за разные команды. Потом, когда пообщался со спортсменами разных команд, я перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд, — вот тогда я болею...
О том, как умел болеть Высоцкий, рассказывает его многолетний партнёр по сцене Театра на Таганке Борис Хмельницкий:
— Дело было летом семидесятого, тогда в Мексике шёл чемпионат мира по футболу. Мы в это время были на гастролях в Сухуми, но ни одной трансляции не пропускали. И вот подходит четвертьфинал: наши с Уругваем. Такая игра, а у нас в этот вечер спектакль «Добрый человек из Сезуана», в главной роли Высоцкий. Другой на его месте, возможно, встал бы в позу: «Какой ещё футбол, у меня же спектакль!» Но Володя первым сказал: «Да вы что, ребята, пропустить такой матч! Давайте думать, как нам и спектакль сыграть, и футбол посмотреть».
Сели. Стали думать. Значит, так: антракты выкинем, а сцены постараемся прогнать в таком темпе, словно за нами гонится паровоз. И тогда поспеем в самый раз, к началу трансляции... Вышли на сцену, залудили этот спектакль — энергично, чётко, быстро. Слова метались по сцене, словно шарик в пинг-понге. Любимов, разумеется, был ни сном, ни духом. Перед спектаклем он ещё отлучился и появился в зале минут за 20 до конца. И, знаете, был очень доволен, похвалил нас: «Молодцы! Здорово! Вот так и надо, друзья, играть Брехта. Чётко. Динамично. Как в классном футбольном матче...»
Топ-7 песен Владимира Высоцкого о спорте
Песня о конькобежце на короткие дистанции >>
Песня сентиментального боксёра >>
Песенка про метателя молота >>
Песенка про прыгуна в высоту >>
«Утренняя гимнастика»: