Смерть в спорте всегда становится шоком. Какими бы опасными и экстремальными ни были те или иные дисциплины, считать трагический исход допустимой нормой не готов никто. И все же время от времени это происходит.
Сергей, Алексей, Нодар
18 августа 2001 года во время матча чемпионата России по футболу между махачкалинским «Анжи» и московским ЦСКА 23-летний вратарь армейцев Сергей Перхун вышел на перехват мяча, к которому также устремился нападающий хозяев Будун Будунов. В результате столкновения Перхун получил тяжелую травму головы и, несмотря на все усилия врачей, спустя десять дней скончался в больнице.
13 октября 2008 года во время матча регулярного чемпионата КХЛ между подмосковным «Витязем» и омским «Авангардом» 19-летний нападающий омичей Алексей Черепанов потерял сознание на скамейке запасных. Реанимационные мероприятия, проведенные медиками, не дали положительного результата: молодой талантливый спортсмен скончался. Впоследствии было установлено, что Черепанов имел заболевание сердца, которое не было выявлено предыдущими обследованиями.
12 февраля 2010 года в Санном центре Уистлера во время тренировочного заезда на Олимпиаде в Ванкувере 21-летний грузинский саночник Нодар Кумариташвили на скорости около 145 км/ч вылетел с трассы и ударился о поддерживающую бетонную колонну. Спустя час, несмотря на экстренно оказанную помощь, спортсмен умер.
Роковой бросок
Это всего лишь три громких случая гибели спортсменов. В действительности список жертв спорта гораздо больше, и в нем фигурируют имена как маститых звезд, так и тех, кто только начинал свой путь.
12 марта в Ярославле во время второго матча серии плей-офф Молодежной хоккейной лиги, в котором местный «Локо» встречался с питерским «Динамо», игрок хозяев, вбрасывая шайбу в зону динамовцев, попал в 19-летнего защитника «Динамо» Тимура Файзутдинова.
Бросок не казался сильным и опасным, но сразу же стало ясно, что случилось что-то очень серьезное. Прежде чем подоспели врачи, хоккеист потерял сознание.
Несколько дней медики вели борьбу за жизнь Тимура, но прогнозы были неутешительными. Мировые звезды хоккея слали слова поддержки молодому парню и его близким, верили в лучшее, но… 16 марта 2021 года Тимур Файзутдинов умер.
После каждого трагического инцидента начинается разбирательство, призванное установить, что было не так и почему не удалось избежать худшего.
«Жалко пацана... Несчастный случай»
Но иногда бывает так, что виновных просто нет. Портал Sport24 приводит слова первого вице-президента ФХР Романа Ротенберга: «По поводу экипировки очень сложный вопрос. Сейчас она доведена до максимального уровня безопасности. Перед тем как ответить на него, надо собирать научную группу, изучать этот вопрос. По эпизоду: Тимур просто не видел момент броска, не видел шайбу. К сожалению, хоккей – экстремальный вид спорта».
Президент ФХР Владислав Третьяк сказал о произошедшем так: «Хочу выразить глубокие соболезнования от ФХР и себя лично. Жалко пацана... Несчастный случай».
Министр спорта РФ Олег Матыцин в беседе с «Р-Спорт» отметил: ««Когда что-то случается, надо прежде всего определить причины того, что случилось, и не делать скоропалительных заявлений. Это, конечно, трагедия, нужно внимательно проанализировать все причины, которые могли привести к этому, и в дальнейшем исключить их повторение».
Совершенствование экипировки спортсменов — процесс, который не прекращается никогда. Несколько десятилетий тому назад вратари в хоккее играли без масок, зачастую принимая броски шайбы собственным лицом. Предыдущее поколение профессионалов НХЛ выходило на лед без шлемов, презирая подобную защиту.
Сегодня никто подобных вольностей себе не позволяет. Да и судьи пресекают любую браваду, поскольку цена ее может быть слишком высокой.
Стопроцентной безопасности не существует
Все истории про жестокий мир профессионального спорта, где людей заставляют умирать ради наживы, остались в прошлом. Публику такие истории шокируют и скорее отталкивают, нежели привлекают. Зритель хочет яркого и жесткого зрелища, но отнюдь не смертей его участников.
То, что случилось с Тимуром Файзутдиновым, огромное количество родителей сейчас пропускает через себя, задаваясь вопросом: а стоит ли отдавать своих детей в спортивные секции, если возможно подобное?
И надо понимать, что никто и никогда не даст вам стопроцентных гарантий. Потому что стопроцентных гарантий не бывает ни в спорте, ни в жизни.
Разумеется, отдавая ребенка в спортивную секцию, необходимо изучить, что она собой представляет, какова ее история, что за специалисты работают с детьми, присутствуют ли в штате медицинские работники и т. д. и т. п. Конечно, нужно объективно оценивать возможности собственного ребенка, не навязывая ему то, что ему не по силам и не по душе.
Но даже в том случае, если все условия выполнены, все сделано правильно, минимальная степень риска остается. И, к сожалению, никто не может пообещать, что в списке спортивных трагедий имя Тимура Файзутдинова станет последним. Скорее можно сказать, что несчастные случаи в спорте, несмотря на усиление мер безопасности, все равно, пусть редко, но будут происходить.
Часть жизни
Потому что спорт — это часть жизни. Можно быть образцовым водителем, однако это не гарантирует защиту от фатальной встречи с пьяным лихачом. Самая надежная современная авиатехника порой дает сбои, что оборачивается катастрофами. То же самое можно сказать и о железнодорожном транспорте.
Землетрясение, цунами, утечка газа, пожар, эпидемия — опасности, если вдуматься, могут подстерегать человека на каждом шагу. Но мы привыкли жить в несовершенном мире, поскольку другого у нас нет и не будет.
Разумеется, нужно различать трезвый взгляд на вещи и неоправданный риск, граничащий с безумием.
Сергей Перхун, Алексей Черепанов, Нодар Кумариташвили, Тимур Файзутдинов — всех их объединяла любовь к спорту, который был частью их жизни. И вряд ли они хотели бы, чтобы дело, которым они занимались, перестало существовать из-за произошедшего.
Спорт, ставший для человечества заменой войне, — это, конечно, не ванильная радость, лишенная проблем, пота, крови и слез. Но без него в мире будет еще хуже.
Мужества и стойкости близким Тимура Файзутдинова.