Накануне юбилея с ним побеседовал главный редактор «АиФ» Николай Зятьков.
Поле без боя
- Вячеслав Александрович, как вы оцениваете итоги чемпионата России по хоккею?
- Поздравляю «Салават Юлаев» с победой. Матчи плей-офф и борьба за чемпионский титул между Уфой и ярославским «Локомотивом» получились захватывающими. Однако восторгов по поводу общего уровня нашего хоккея я не разделяю. В конечном итоге главный показатель - это выступление сборной страны на международных форумах, а «золото» Олимпиады мы в последний раз видели в 1992 году.
Причин этого много, но прежде всего - смена приоритетов. Во главу угла стала жажда наживы. Как только в хоккей пришли деньги, появилась целая категория людей - посредники, агенты, которые фактически стали руководить процессом. Мастерство тренеров и игроков отошло на второй план. Отсюда и корни текучки кадров. 70% хоккеистов ежегодно меняют свои клубы. Как тренерам работать в таких условиях? Или, скажем, агент подходит к 15-летнему подающему надежды пацану и говорит: подписываем бумагу, и я всё устрою. И всё, парень уже никуда не стремится - у него есть дядька, который его пристроит.
Раньше такой ситуации не было. В НХЛ клубу нельзя купить игрока ни за какие деньги. Его можно только обменять. Там прозрачная система, которая определяет ответственность и права всех сторон. Надеюсь, что проводимые сегодня реформы помогут нам изменить ситуацию. Создана Континентальная хоккейная лига (КХЛ), которая с нового сезона сменит сущесвующую Суперлигу. Думаю, что игра по новым правилам позволит защитить интересы тренеров, игроков и, главное, болельщиков.
- Странно получается: нет денег на спорт - трагедия, появляются деньги - ещё хуже. Скажем, футбол. Миллионов столько, что можем купить любого игрока, нанять любого тренера. При этом качество игры не становится лучше.
- Мне тут показали цифры: на Западе хоккей - третий по травматичности вид спорта, а у нас он - где-то в конце третьего десятка. Вывод простой: нет травм, потому что люди не бьются. Ни хоккеисты, ни футболисты… А зачем? Они свою миллионную зарплату в любом случае получат. И именно такое отношение к делу сказывается в решающий момент, когда нужно выходить на лёд, на поле и умирать за свою команду.
Если вдруг случится экономический кризис и крупные корпорации, которые спонсируют футбол, решат избавиться от «балласта» - представляете, как провалится наш чемпионат!
Мы же выстраиваем политику, где развитие спорта не зависит от конъюнктуры. Уже работает федеральная программа, цель которой - построить за 10 лет 4000 спортивных объектов и увеличить число занимающихся спортом с 10 до 30%. Росспорт создал очень важный механизм стимулирования спортсменов. Выиграл спортсмен, тренер - получи гарантированную премию от государства. Согласно постановлению правительства каждый олимпийский или паралимпийский чемпион получает эквивалент 50 тыс. долл. Добавят им спонсоры, губернатор... - хорошо, но спортсмены не зависят только от щедрости частных структур. Люди знают, что за спиной у них надёжная государственная машина, которая обеспечивает, предоставляет базы для подготовки.
«Нас объявили врагами народа»
- И вот на фоне позитивных сдвигов представители из Олимпийского комитета России прикидывают количество медалей, которые страна может завоевать в Пекине...
- Стоять рядом с результатом, докладывать президенту всегда приятно. Но какое отношение имеют чиновники Олимпийского комитета к успехам Юры Борзаковского или наших гимнасток? Спортсмены и тренеры в тяжёлые времена на своём горбу вытаскивали результат, а отчитывались другие. Помню, пришёл я шесть лет назад - всё находилось на грани банкротства: базы, институты. А ведь было когда-то огромное хозяйство. Спрашивается, куда оно делось? Зато в прежнем законе было прописано, что ответственность за развитие спорта лежит на Олимпийском комитете и федерациях по видам спорта, то есть на общественных организациях. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Ответственность взяло на себя государство в лице Росспорта, региональных руководителей... Тем не менее, как только речь заходит о медалях, тут же появляются бойкие товарищи, которые ни разу не удосужились приехать на базу сборной, погрузиться в проблемы подготовки.
- Если говорить о российских медалях, то в фигурном катании мы докатились до того, что единственная «бронза» чемпионата мира называется прогрессом. Биатлонистов упоминают чаще в контекстах скандалов, нежели в контекстах побед. При этом чиновники, которые сводят спортивные результаты России к нулю, продолжают сидеть в своих креслах.
- Вроде бы в спорте всё очень просто - здесь нет середины, абстрактности. Выиграл - ты хороший, нет - плохой. В США за два года пост президента Олимпийского комитета покинули три человека. У нас ни один президент федерации добровольно не подал в отставку. У человека результаты отсутствуют, конфликты со спортсменами, нет авторитета в международной федерации. Но сдвинуть такого чиновника с кресла невозможно. Глава федерации выбран «демократическим» путём! Да своими карманными избирателями он выбран! Я пару раз был на подобном «спектакле».
Спрашиваю у людей: президент федерации хоть одному региональному отделению форму прислал? Семинар провёл? Молчат. А гранты лучшим детским тренерам обеспечил? Все молчат… И работа признаётся удовлетворительной. Росспорт хотел переломить эту ситуацию, сделать так, чтобы федерации строились по совершенно иному принципу, а ведущая роль принадлежала людям, которые действительно хотят что-то изменить к лучшему. Но нас фактически объявили врагами народа. Не имеем, мол, мы права вмешиваться в дела общественной организации. Кто толкает детей к наркодельцам?
- США и Китай сегодня уделяют огромное внимание развитию школьного спорта. Что мы можем им противопоставить, если зарплата учителя физкультуры - 5-7 тысяч рублей в месяц?
- Действительно, роль физкультуры в системе образования сведена к минимуму. Из тех грантов, которые президент выделил учителям, на физруков приходится всего 1,8%. Молодой парень идёт после института не в школу, а в охранную структуру, где будет получать куда больше. Безусловно, для учителей надо создавать достойные условия работы, но и это не главное. Как вовлечь детей в спорт, если у нас остались послевоенные нормативы: пройти по бревну, прыгнуть через козла, залезть по канату?
Сегодня ребёнку это уже неинтересно. Здесь надо полностью менять подход, стандарты образования. В Америке это целая социальная политика, поскольку для детей из бедных семей спорт - единственный шанс выбиться в люди. А мы кого хотим вырастить? Имеются данные, что ребёнок, который систематически занимается спортом, к 13 годам вырабатывает иммунитет к курению и наркотикам. Лишая детей физкультуры, соревнований, мы автоматически подталкиваем детей к наркодельцам. Другая тема - тотальная, бесконтрольная компьютеризация. Дети уходят в виртуальный мир, им неинтересно человеческое общение. Как это ни парадоксально, но школьный и студенческий спорт даст нам единственную возможность воспитать полноценных людей, которые сумеют взаимодействовать в коллективе, превозмогать сложности, играть по правилам.
Очевидно, что растить людей нормальными и здоровыми, чтобы потом их не лечить, - это самая большая задача государства на сегодня. А специалисты Минобразования говорят, что физкультура - это дополнительная нагрузка! Если мы не хотим угробить целое поколение детей, надо пересмотреть систему своих ценностей.